logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными

В последнее время интерес и внимание общества к проблемам деструктивных семей заметно растет. Отклонения в поведении несовершеннолетних в большинстве случаев обусловлено семейной дезадаптацией. Особое значение семьи в том, что именно в семье человек приобретает свой первый опыт общественного существования, здесь закладываются основы его сознания и характера, моральные качества и волевые свойства. Семья создает безопасную психологическую атмосферу, привычную среду обитания и душевный комфорт. Поэтому от обстановки в семье, от личного примера родителей, от правильности их поведения по отношению к окружающему миру, к детям во многом зависит какими вырастут сами дети. Судьбу будущего человека определяет не мать-алкоголичка, не папаша-наркоман или рецидивист, а эмоциональное отношение родителей к ребенку, его принятие или отвержение.

Причины и мотивы правонарушений у несовершеннолетних детей кроются чаще всего в эмоциональных впечатлениях детского и подросткового возраста, в его нерешенных или плохо решенных проблемах. Семейные конфликты, недостаток любви, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний — вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.

Актуальность изучения семьи, внутрисемейных отношений несовершеннолетнего осужденного имеет большое значение в плане решения проблем положительной ресоциализации и интеграции подростка в социокультурное пространство. Изучение семьи несовершеннолетнего осужденного также представляет интерес, как с позиции профилактики подростковой преступности, так и с позиции формирования здорового общества. Основной задачей семейной психологии относительно несовершеннолетних осужденных является изучение изменений в системе семейных отношений связанных с фактом социальной изоляции подростка.

До настоящего времени уделялось мало внимания проблеме отношения и оценке родителей их детьми, имеющих опыт бездомного существования и криминального поведения. Исследователи и практики считают, что наиболее пагубным в процессе формирования противоправного поведения оказывается непредсказуемость родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения безопасности, защищенности и стабильности окружающего мира. Нами в 2003 году проведено исследование 30 несовершеннолетних осужденных. Возрастные границы от 16 до 18 лет. Из числа обследованных несовершеннолетних – 27 подростков воспитывались в полной семье, из которых 12 были многодетными; Семья с членом семьи имеющим судимость – 21; Побеги из дома – 24 подростка.

Целью данного исследования являлся выяснение внутрисемейных отношений. В исследовании были использованы следующие методики: наблюдение за подростком, беседа о семье и представлениях будущей семьи, анализ продуктов деятельности – сочинение «Моя семья» и методика ПоР (Подростки о родителях)

Анализ полученных данных по методике ПоР (Подростки о родителях) позволил нам прийти к следующим предварительным выводам, что несовершеннолетние осужденные оценивают родительские отношения к нему (осужденному), как эмоционально - безразличные. Несовершеннолетние осужденные оценивают воспитательную практику матери, как пассивную, слабовыраженную положительным эмоциональным компонентом, т.е. нет заинтересованности в воспитании ребенка, отношения выстраиваются со слабовыраженным эмпатическим компонентом. А воспитательная практика отца олицетворяет отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения. В настоящий момент подросток воспринимает отношения с отцом как конфликтные. Результаты анализа методики выявили, что показатели шкалы враждебности (оценка матери) отражают пассивную подчиняемость жесткой воле отца в отношениях с детьми, а показатели по шкале враждебности (оценка отца) отражают самоуверенность, и тенденцию отца к признанию другими своей исключительности на фоне подавления других. Все это позволяет нам констатировать нарушенные эмоциональные функции и функции общения в семье несовершеннолетнего осужденного.

Анализ сочинений несовершеннолетних осужденных на тему “Идеальная семья”. Все наши представления о будущем строятся на основе нашей памяти. Она воспроизводит то, что с нами было ранее. Подростки в своих сочинениях не фиксируют свое внимание на таких необходимых в нашей жизни аспектах, как образование, жилье, питание. Наибольшую заинтересованность в моделировании семьи получила эмоциональная сторона семейной жизни. («Идеальная семья – это когда в доме присутствует полное взаимопонимание, и все друг друга любят» - Из сочинения несовершеннолетнего осужденного.)

Идеальная семья для несовершеннолетнего осужденного это реализация потребности эмоционального единения с членами семьи. Наиболее употребляемы словосочетания в текстах это – “Чтобы мама была ласковая”, “Понимание друг друга”, “Не ссорились по пустякам”, “Чтобы родители любили своих детей”, “Чтобы родители помогали детям в трудных ситуациях”. Таким образом, несовершеннолетние осужденные в качестве идеальной семьи отталкиваются от собственной семьи и внутрисемейных отношений и в идеальной семье моделируют семейные отношения, базирующиеся на реализации неудовлетворенных потребностей в эмоциональном единении с членами семьи.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам прийти к следующим общим выводам. 1.Родители несовершеннолетнего осужденного в большинстве случаев не удовлетворяют эмоциональных потребностей подростка. 2. Родители применяют методы воспитания, основанные на принуждении, насилии, унижении личности подростка. 3.Ограниченная социализация сужает представления осужденных, ограничивая выбор идеальных образцов семьи из опыта собственной семьи.

Смородина О.Н.

ПГПУ, г.Пермь