Формы агрессии и социальная адаптация
Феномен агрессии и ее связь с адаптацией часто выступает предметом теоретического анализа в классических трудах по психологии. Одни исследователи (такие как Хорни, Роджерс, Маслоу) утверждают, что агрессия – это проявление не адаптивных характеристик невротической личности. Другие утверждают, что агрессия является проявлением наследственно заложенных программ, и следовательно изначально несет в себе адаптивную функцию (Фрейд, Лоренц). Несколько иной подход можно встретить у Э. Фромма. В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности», он пишет, что агрессия может носить как адаптивный характер (“доброкачественная” агрессия), так и дезадаптивный (“злокачественная” агрессия). Доброкачественная агрессия определяется, тем что проявляет лишь в ситуации фрустрации и не сохраняется после завершения ситуации. Но несмотря на такое обилие теорий, в этой области эмпирические исследовании представляют чрезвычайную редкость
На основании вышесказанного, было проведено исследование, целью которого было определение специфики взаимосвязи агрессии и характеристик социально-психологической взаимосвязи. Участниками исследования стали учащиеся 10-11 классов и студенты первого курса.
Использовались следующие психометрические методики Социально- психологическая адаптация (СПА), Белла в стандартизированном варианте, изучающие адаптацию; Басса–Дарки в стандартизированном варианте и методика “Личностная агрессивность и конфликтность” исследующие агрессию. Последняя методика включает в себя шкалы по различным проявлениям агрессии и три суммарные шкалы “позитивная агрессия”, “негативная агрессия” и “конфликтность”. Полученные в результате тестирования данные были подвергнуты корреляционному и факторному анализам.
Для выявления структуры агрессии был проведен корреляционный анализ между методиками Басса-Дарки и “Личностная агрессивность и конфликтность” и факторный анализ шкал этих методик. При проведении корреляционного анализа между методиками Басса-Дарки и “Личностная агрессивность и конфликтность”, для выявления комплиментарности этих методик, были получены следующие результаты. “Негативная агрессия” из методики “Личностная агрессивность и конфликтность” дала высокозначимые корреляции с показателями агрессии методики Басса-Дарки, кроме шкалы “чувство вины ”. Показатель “позитивной агрессии” – напористость - не дал корреляционных связей ни с одной из шкал методики Басса-Дарки. А второй показатель нагружающий шкалу “позитивной агрессии” – неуступчивость - показывает картину корреляционных связей схожую с “негативной агрессией”.То есть можно говорить, что шкалы наполняющие “негативную агрессию” методики “Личностная агрессивность и конфликтность” и “агрессивность ” методики Басса-Дарки изучают связанные психические явления. А шкалы напористость и чувство вины отличные от них.
У шкал, наполняющих суммарную шкалу враждебность теста Басса-Дарки и суммарную шкалу конфликтность методики “Личностная агрессивность и конфликтность” отсутствуют общие ярко выраженные корреляции.
При факторном анализе методик Басса-Дарки и “Личностная агрессивность и конфликтность” были выявлены три фактора. В первый вошли шкалы нагружающие агрессивность по Бассу-Дарки, шкалы нагружающие “негативную агрессию”, шкалы подозрительность и конфликтность из методики “Личностная агрессивность и конфликтность”. Во второй, шкалы нагружающие шкалу враждебности методики Басса-Дарки. В третий, вошли шкала напористость и суммарная шкала “позитивная агрессия”. Можно говорить о том, что в ходе обработки данных были выделены отличные друг от друга формы агрессии, по разному проявляющиеся в поведении. Однако их взаимосвязь с адаптацией была не ясна.
Для выявления характера взаимосвязи выявленных форм агрессии с адаптацией был проведен корреляционный анализ переменных методик Басса- Дарки и “Личностная агрессивность и конфликтность” со шкалами методик СПА и Белла. Среди форм агрессии выделилась одна, которая отличается от остальных характером связи с элементами социальной адаптации – напористость методики «Личностная агрессивность и конфликтность». У данной формы агрессии не обнаружено значимых корреляционных связей с характеристиками социальной адаптации по методикам Белла и СПА. Все остальные формы агрессии проявили примерно один характер взаимодействия с элементами социальной адаптации, т.е. имеют прямые корреляции со шкалами опросника Белла (неадаптированность в семье, не здоровье, субмиссивность, эмоциональная нестабильность, враждебность, мужественность-женственность) и обратные со шкалами адаптации, принятия себя, принятия других, эмоциональный комфорт, внутренний локус контроля в СПА. Это говорит о том, что враждебность и негативные формы агрессии, чаще проявляются у людей со сниженной социальной адаптацией. А напористость проявляется как у людей с высокой, так и низкой социальной адаптацией.
Таким образом, результаты исследования можно описать как:
Выделение трех форм агрессии, на основании двух методик. Негативная агрессия – характеризующейся проявлением косвенной агрессии, раздражительности, вербальной агрессии, подозрительности, мстительности нетерпимости. Враждебность - характеризующаяся проявлением обиды и подозрительности. И напористости, как позитивной агрессии.
Выявление характера взаимосвязи этих форм агрессии с адаптацией. Негативная агрессия и враждебность носят не адаптивный характер. Однако, напористость проявляется не зависимо от социальной адаптированности человека.
Печеркина А.А.
РГППУ, г.Екатеринбург
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание