logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)

Люди с нарушениями слуха и зрения окружают нас в повседневной жизни, и изучение их особенностей необходимо для того, чтобы облегчить общение с ними и их понимание. Большинство исследований сурдопсихологии и тифлопсихологии посвящено проблемам познавательной сферы (Флери, Остроградский, Лаговский, Недлер, Щербин, Крогиус и другие). Однако, как отмечают А.Г. Литвак и Т.Г. Богданова, некоторые разделы тифлопсихологии и сурдопсихологии нуждаются в доработке, и, прежде всего к таким разделам относятся устойчивые психические свойства личности, эмоционально – волевая сфера, потребности, мотивы, ценности, становление самосознания. Таким образом, актуальным является изучение особенностей наблюдения за внутренним миром у людей с нарушениями слуха и зрения.

Нами проведено исследование, целью которого было проанализировать особенности наблюдения за внутренним миром у людей с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования состояла в том, что у людей с ограниченными возможностями существуют некоторые особенности наблюдения за внутренним миром.

В качестве участников исследования выступали старшеклассники от 14 до 18 лет средней школы №59 г. Перми, школы-интерната для детей с нарушениями зрения г. Перми, школы-интерната для детей с нарушениями слуха г. Перми: 26 девушек и 22 юноши. Всего 48 человек, из них 24 человека без ограничений и 24 человека с ограниченными возможностями (12 человек с нарушениями слуха, 12 человек с нарушениями зрения).

На этапе сбора данных применялись следующие методы: 1) вербальной интроспекции (свободные самоотчеты); 2) невербальной интроспекции (рисунок). В ходе обработки материала использовались такие методы, как: 1) метод контент-анализа; 2) φ-критериальный анализ Фишера; 3) U-критерий Манна-Уитни; 4) кластерный анализ; 5) метод ранговых корреляций по Спирмену.

В ходе обработки свободных самоотчетов было выделено 8 категорий контент-анализа: 1) физиологические проявления (эмпирический индикатор «тяжесть»); 2) эмоциональные явления (индикаторы: «ненависть и страх», «радость», «мне хорошо, уютно»); 3) познавательные процессы (индикаторы: «думаю о деньгах», «представляю себе людей и как они выглядят»); 4) индивидуальные характеристики («Уверенность в себе», «я неповторимая…»); 5) мотивационная сфера (индикатор: «желание сделать себя лучше», «хочется спать»); 6) волевая сфера (индикатор: «я не могу сейчас полностью контролировать ситуацию»); 7) внешние явления (индикаторы: «хорошие друзья», «молодой человек»); 8) метафорический образ (индикаторы: «в моем внутреннем мире сплошная пустота», «нахожусь просто в лабиринте»).

Установлено различие в наблюдениях за внутренним миром у людей с ограниченными возможностями и людей без ограничений. Анализ свободных самоотчетов показал, что люди с ограниченными возможностями в меньшей степени наблюдают только за внешними явлениями (φ= 1,86; р <0,05).

Выявлены различия в характере наблюдений за внутренним миром людей с ограниченными возможностями в зависимости от нарушений сенсорных функций. Обнаружено, что люди с нарушениями слуха склонны в большей мере наблюдать за мотивационной сферой, чем люди с нарушениями зрения (φ=2,19; р< 0,05) и люди без ограничений (φ=2,05; р< 0,05). Людям с нарушениями зрения в большей мере свойственно обращать внимание на физиологические проявления; также участники исследования с нарушениями зрения превосходят людей с нарушениями слуха по использованию метафорических образов (φ= 3,83; р<0,001). Люди с нарушениями слуха в отличие от людей с нарушениями зрения наблюдают за внешними явлениями (φ= 1,64; р<0,05).

На основании эмпирических данных выделено 5 групп рисунков, отражающих содержание изображений наблюдений за внутренним миром: конкретные, знаково-символические, сюжетные, абстрактные и метафорические изображения. Анализ рисунков показал, что люди с ограниченными возможностями склонны изображать наблюдения за собственными психическими явлениями конкретно (70,8%). Люди без ограничений склонны изображать наблюдения за внутренним миром в виде знаково-символических (50%), метафорических (20,8%) абстрактных рисунков (8,3%).

Выявлены особенности представлености конкретных изображений в выборках людей с нарушениями слуха и зрения. Людям с нарушениями слуха свойственно изображать при наблюдении за собственным внутренним миром оргтехнику (41,5%), печатные издания (25%) и бытовую технику (16,6%). Людям с нарушениями зрения свойственно изображать природные явления (58,3%), флору (50%) и фауну (25%), строения (41,6%), людей (33,3%).

Полученные результаты кластерного анализа статистически подтвердили гипотезу о том, что у людей с ограниченными возможностями существуют некоторые особенности наблюдения за внутренним миром. Установлено, что люди с нарушениями слуха (попавшие в большей степени – 66,6% - в кластер 1) преимущественно наблюдают за мотивационной сферой, люди с нарушениями зрения (попавшие в большей степени – 58,3% - в кластер 2) преимущественно наблюдают за психическими познавательными процессами; люди без ограничений (попавшие в большей степени в кластер 3 – 41,6%) преимущественно наблюдают за эмоциональными и внешними явлениями.

Таким образом, мы можем говорить о том, что при наблюдении за внутренним миром люди с нарушениями слуха склонны наблюдать за мотивационной сферой, а люди с нарушениями зрения – за психическими процессами.

Баркова Т.С.

ПГПУ, г.Пермь