Особенности личности управленцев разного уровня
Изучением качеств личности управленцев в разное время занимались теоретики и практики менеджмента (Ф.Тейлор, М.Мескон, А.Молодчик и др.) и психологии (А.Макаренко, Г.Никифоров, Л.Яккока). Каждая из этих наук подходит к рассматриваемому вопросу со своей точки зрения. Учет двух данных научных подходов позволил более целостно изучить личность управленцев. Специфика данной работы в том, что рассматриваются различия в особенностях личности управленцев в зависимости от уровня руководящей работы.
Основная гипотеза исследования: существуют различия в специфике структуры личности, характере связей ее качеств и представлений о необходимых для успешной работы свойствах личности менеджеров с разным количеством людей в подчинении.
Исходя из задач исследования, выборка представляла собой две группы людей, занимающих управленческие должности. В первую группу вошли менеджеры начального звена, управляющие коллективом от 2 до 15 человек (в среднем 6). Вторая группа образована менеджерами, в подчинении которых находятся свыше 16 человек (в среднем 40).
Психодиагностический комплект состоял из 3 стандартизованных самоотчетов, часть которых подвергались статистическому анализу: «16-факторный личностный опросник» Р.Кеттела, форма С («16ФЛО-105, форма С»), «Коммуникативно-организаторские склонности» («Кос»), методика ЭО управленческих кадров (А.В.Морозов)
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы.
1) Между свойствами личности руководителей разного уровня существуют достоверные различия. А именно: руководители более высокого звена отличаются от управленцев начального уровня большей ответственностью, обязательностью и контролем поведения, высокой жизнерадостностью и оригинальностью, поглощенностью идеями, а также более выраженной гибкостью как свойством личности.
2) Существует специфика в характере связей между свойствами личности менеджеров разных уровней руководства. Связи личностных особенностей менеджеров начального звена более значимы и сгруппированы, а у руководителей более высокого звена больше связей и они более разнообразны, что может свидетельствовать о большей гибкости как характеристики личности менеджеров этого уровня.
3) Одинаковые показатели личностных свойств образовали в двух группах разные факторные структуры, что еще раз подтверждает гипотезу о различиях в личностных симптомокомплексах менеджеров разного уровня. Вероятно, различия в структуре личности руководителей определяются спецификой их деятельности.
Так управленцам начального звена больше приходится решать конкретные задачи. Возможно, именно поэтому в результате факторного анализа в структуре их личности был выявлен симптомокомплекс свойств определяющих чувствительность к актуальному, находчивость, в который с высоким уровнем значимости вошли коммуникативные и организаторские склонности
В результате анализа оказалось, что менеджеры, в подчинении которых находится большее количество людей, отличаются от руководителей начального звена более выраженной самостоятельностью, уравновешенностью как комплексом личностных черт, а также большей легкостью в общении, энергичностью и оптимизмом, которые образовали разные факторы.
4) Так же специфичны для руководителей разного уровня представления о качествах личности, необходимых для успешной управленческой работы.
Руководители среднего звена в сравнении с менеджерами более низкого уровня считают более значимым для профессиональной успешности в управленческой сфере умение постоять за коллектив и энергичность. Именно в этих качествах (энергичность, оптимизм и уравновешенность с принятием других) менеджеры среднего звена отличаются от руководителей начального.
Таким образом, основная гипотеза исследования подтвердилась: существуют особенности в личности руководителей различного уровня.
Надейкина А.А.
ПГПУ, г.Пермь.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание