Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
Жизнь современного человека наполнена всевозможной борьбой и конфликтами. Наталкиваясь на препятствия в достижении цели, люди реагируют на это эмоционально. Одна из сильных эмоция, возникающая при столкновении с препятствием и позволяющая его преодолевать это - гнев, агрессия. Препятствие не всегда удается преодолеть и возникает фрустрация. Но вся проблема в том, что гнев и все формы его проявления не одобряются обществом, в то время как состояние фрустрации может долгое время оставаться неотреагированным, и тяжким бременем лежать на плечах человека.
Согласно телесно-ориентированной психологии неотреагированные, сдержанные, подавленные эмоции и переживания остаются в теле человека, создавая в нем напряжение отдельных групп мышц, которые в свою очередь создают мышечный панцирь. Райх, в свое время, доказал, что мышечный панцирь является результатом многочисленных фрустраций, первые из которых возникают еще в детстве (Е. Газарова). Чувство гнева скрывается в груди, заставляя человека горбиться, опускать плечи, задержать дыхание, чтобы гнев не нашел выхода наружу. Потому изменяется осанка, походка и привычные позы.
В рамках телесно-ориентированной терапии (ТОП) связь между эмоциональным состоянием и телом не подлежит сомнению и рассматривается весьма подробно. В свою очередь психотерапевт работая с эмоциями изменяет тело и работая с телом изменяет эмоции.
Работать с телом? Что может быть легче? Но психотерапевтов работающих в области ТОП у нас мало, а много ли людей знают о их существовании? Работа с телом как комплекс физических упражнений (физкультура) не затрагивает психологических аспектов тела, глубинных процессов. Хотя каждый знает, что движения и физическая нагрузка помогают справиться с эмоциями, но можно ли назвать это полноценной психотерапий?
Авторская система "Спринг - Эластика" не просто комплекс физических упражнений, но и психотерапевтическая помощь через работу с телом. "С-Э"(Springy - пружинистая - техника выполнения, Elastics - эластика - область воздействия, эластические и коллагеновые волокна, связки) представлена комплексами специфических физических упражнений; разработана и внедрена автором М.Г. Трибуртом с учетом физиологических и психологических особенностей женского организма и общепринятых норм и рекомендаций.
Основная задача С-Э - увести человека от механичности в интуитивное пространство, спонтанно включающее механизмы эмоционально-телесного самовыражения, и сформировать когнитивно-этическое сознание. Овладение такими знаниями требует от человека целостного включения в процесс совершенствования.
Целю нашей работы является исследование влияния занятий по системе "С-Э" на эмоциональную сферу человека и прежде всего на агрессию и связанные с ней состояния и чувства (тревожность, ригидность и фрустрация). Агрессия- социально неодобряемая реакция в нашем обществе, тем более для женщины, но увеличивающееся количество трудностей заставляет ее быть агрессивной, чтобы преодолеть их. Эмоция агрессии оказывается фрустрированной, ее нельзя выразить и не возможно преодолеть препятствие. Как следствие всего этого может возникать тревожность, сначала ситуативная, но она может стать личностной. Преодоление состояния фрустрации требует повышение состояния устойчивости личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания. Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком возможных путей разрешения конфликтов. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке выражается в ригидности личности.
Теоретическим основанием для исследования стало утверждение телесно-ориентированной психологии о том, что напряжение и изменения в грудном отделе говорят о сдерживаемой эмоции гнева, а интенсивная работа по системе "С-Э" по расправлению этого отдела позвоночника помогает разрешить проблемы с отреагированием и выражением этой эмоции. При этом в системе "С-Э" содержится большое количество упражнений направленных именно на грудной отдел и в целом система направлена на развитие позвоночника, разработку его отделов и придание ему гибкости.
В исследовании участвуют учебные группы УрГУПСа (контрольная и экспериментальная группа), а так же группы женщин разного возраста регулярно посещающих занятия по "С-Э". В каждой группе примерно по 20 человек. Контрольные диагностические мероприятия проводятся раз в 6 месяцев в течение 2 лет. Используется опросник "Самооценка агрессии, фрустрированности, тревожности, ригидности" опубликованный предложенный в "Практикуме по психологии личности" (О. П. Елисеев). Опросник Басса-Дарки.
В ходе исследования нами отмечается тенденция, что в результате интенсивных занятий (2 и более раз в неделю) у женщин занимающихся по системе "С-Э" выявлено снижение уровня агрессии, как следствие и снижение показателей по другим параметрам. Более ранние данные за 2002-2003 гг. экспериментально подтверждают это. Ригидность у группы "С-Э" оказалась на 50% меньше, так же в этой группе за промежуток октябрь 2002 – февраль 2003 было выявлено незначительное, но существенное снижение уровня агрессии.
Кроме того, по самооценке своего эмоционального состояния многие занимающиеся отмечают значительное улучшение после занятий. А значит "С-Э" вполне может стать системой не только физического совершенствования, но и личностного роста.
Лукьянова И.П., Огнева О.С.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание