Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
На сегодняшний день в психологии накоплен значительный материал по проблеме темперамента и его свойств. В психогенетике проблема темперамента активно изучается, начиная с 50-х годов. Исследователи свойств темперамента: А. Томас, С. Чесс, А.Басс и Р.Пломин, Русалов В.М., Равич-Щербо И.В., Малых С.Б., Егорова М.С., Исследования, в которых использовались несколько различающиеся подходы, обнаруживается противоречивая картина относительно генотип-средовой обусловленности свойств темперамента. Большое количество эмпирического материала получено на детях, а на юношеском возрасте получено недостаточно данных для анализа влияний генотипа и среды на формально-динамические свойства. В этом и заключается научная новизна исследования вариативности темперамента в юношеском возрасте.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что выделяются компоненты генотипического и средового влияния по отношению к различным свойствам темперамента, такой подход реализует задачу исследования - изучение происхождения психодинамических свойств. Практическая значимость исследования заключается в том, что благодаря анализу и учету установленных генотипических и средовых факторов можно осуществлять психологическое развитие или коррекцию, направленную на компенсацию каких-либо свойств темперамента.
Мы исходили из предположения, что свойства темперамента в юношеском возрасте испытывают влияние генотипа и среды, отличное от других возрастов. В исследовании принимали участие 60 пар близнецов МЗ‑26, ДЗ‑34 возраст 20-25 лет, выборка уравновешена по полу, использовался классический вариант близнецового метода. Для диагностики свойств темперамента применялся "Опросник формально-динамических свойств индивидуальности Русалова". Методы статистической обработки: вычисление показателей внутрипарного сходства близнецов, метод построения модели фенотипической дисперсии признака.
Исходя из полученных результатов нашего экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:
По результатам описательной статистики можно говорить о том, что группа МЗ 1 и группа МЗ 2 похожа по четырем свойствам: интеллектуальной пластичности, интеллектуальной скорости, коммуникативной скорости, психомоторной эмоциональности. А группа ДЗ 1 и группа ДЗ 2 похожа по двум свойствам: интеллектуальной пластичности и интеллектуальной эмоциональности. МЗ близнецы похожи по четырем показателям из 18, это в два раза больше чем у ДЗ близнецов, это косвенно подтверждает, что наши выборки представлены с различной степенью родства.
Анализ результата фенотипической дисперсии и внутрипарной корреляции показал, что:
наибольшая генотипическая детерминация обнаруживается по следующим показателям: коммуникативная пластичность (61%), психомоторная эргичность (60 %) и по индексу психомоторной активности (52%),
влияние наследуемости и среды (различающейся) испытывают показатели: психомоторная скорость, коммуникативная эргичность и индекс коммуникативной эргичности,
Наибольшее средовое влияние наблюдается по следующим показателям: интеллектуальная эргичность, психомоторная пластичность, интеллектуальная пластичность, интеллектуальная скорость, коммуникативная эмоциональность, по индексам: интеллектуальной активности, общей активности, общей адаптивности,
Наибольшее влияние различающейся среды обнаруживается по показателям: коммуникативной скорости (76%), психомоторной эмоциональности (83%) и индексу общей эмоциональности (83%).
Таким образом, свойства темперамента в нашем исследовании обнаруживают как влияние наследуемости (4 свойства из 12), так и доминирующее влияние среды (9 свойств из 12). Также и индексы обнаруживают как влияние наследуемости (2 из 6), так и средовое влияние (5 из 6). Данные исследования Малых С.Б. обнаруживают, что показатели эргичности и эмоциональности связанные с предметной деятельностью, испытывают большее влияние генотипа, чем показатели эргичности и эмоциональности, связанные с социальным взаимодействием. По показателям эмоциональности результаты нашего исследования расходятся с данными Опросника структуры темперамента и результатами Луизвильского университета. По показателям активности результаты нашего исследования, частично, схожи с исследованиями Луизвильского университета, исследованиями А. Басса и Р. Пломина.
Исходя из вышесказанного видно, что наша гипотеза о генотип-средовом влиянии на свойства темперамента в юношеском возрасте отличное от других возрастов подтвердилась.
Лекомцева Е.С
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание