Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
Известно, что средства массовой информации и предложенная в ней реклама оказывают большое влияние на человека. Любая информация, идущая через СМИ мгновенно проникает в сознание людей и формирует в нем различные мнения, установки, стереотипы, с помощью которых каждый человек строит свое отношение к воспринятой информации. Но зачастую при передаче информации вместе с ней передается и то мнение, которое хотят сформировать одни люди у других. Таким свойством обладает реклама, основной целью которой является привлечение внимания к товару.
Так или иначе, в рекламе всегда присутствует гендерные стереотипы, она постоянно формирует образы мужчины и женщины у большинства зрителей. Но от данных образов и стереотипов зависят и наша самооценка, и восприятие окружающих, и выбор профессии, а, в конечном счете, и все наше поведение.
Поэтому в настоящее время актуально изучать социально-психологическую природу гендерных ролей и стереотипов, то есть сейчас необходимо рассматривать рекламу с разных сторон, в том числе и как средство распространения гендерных стереотипов.
В нашей работе мы постарались рассмотреть гендерные различия в телевизионной рекламе, поскольку реклама на телевидении является наиболее распространенной и оказывает воздействие на зрителей сразу по нескольким сенсорным каналам (зрительный, аудиальный), передавая и формируя образы мужчины и женщины.
Данный вопрос становится более актуальным, если рассматривать эту проблему с точки зрения молодежи. Будучи подвижной частью общества, молодые люди формируют ценности в соответствии с принятыми в обществе установками, стереотипами. А зачастую именно реклама формирует стандарты поведения, деятельности мужчин и женщин.
Цель нашего исследования - сравнение гендерных представлений в телевизионной рекламе с образами идеального мужчины и идеальной женщины у современной молодежи.
В нашем исследовании приняли участие студенты различных факультетов Омского государственного Университета в возрасте от 17 до 22 лет, в количестве 51 человека. Среди них: 29 девушек и 22 молодых человека. В качестве методов исследования использовались: метод семантического дифференциала для оценки «мужской» и «женской» рекламы; анкетирование для выявления идеальных образов мужчин и женщин у современной молодежи.
На первом этапе нашей работы мы предъявили участникам исследования описание нескольких телевизионных роликов, в которых главный герой – женщина и мужчина. С помощью метода семантического дифференциала мы выделили основные факторы, определяющие «мужскую» и «женскую» рекламу.
В частности, оценивая «мужскую» рекламу, и девушки, и молодые люди выделяют такой фактор как сила. Однако на втором месте по значимости у парней находится фактор активности, а у девушек – фактор оценки. Такое различие можно объяснить тем, что девушки акцентируют внимание на красоте, внешней привлекательности рекламы, на подборе цветовой гаммы и т.д. В то время как молодые люди обращают внимание на быструю смену картинок в «мужской» рекламе, на резкие движения героев.
Что же касается «женской» рекламы, то здесь можно отметить единодушие во мнениях: и молодые люди, и девушки в первую очередь в рекламе, в которой главный герой - женщина, выделяют такой фактор как оценка. Меньше всего «женскую» рекламу респонденты ассоциируют с активностью.
В результате анкетирования выявилось, что для девушек идеальная женщина должна быть, прежде всего, домашней, уютной, семейной, заботливой. И в то же время, по мнению девушек-респондентов, она должна быть красивой, симпатичной, нежной, мягкой, ласковой, доброй. Идеальная женщина должна следить за собой, одеваться со вкусом, быть уверенной в себе и образованной.
Мужчины-респонденты считают, что идеальная женщина должна быть, во-первых, красивой и симпатичной, а во-вторых, умной и образованной (хотя некоторые из парней добавили, что женщина должна быть умной, но не умнее мужчин). Также большинство молодых людей отмечают такие качества, которые определяют место женщины возле домашнего очага. В силу этого женщина должна быть хозяйственной, семейной, заботливой, одним словом – женственной. Кроме данных качеств, молодые люди выделяют такие как: верная, понимающая, спокойная, улыбчивая, уверенная, хрупкая и др.
Идеальный мужчина, с точки зрения парней, самое главное – должен быть умным, образованным, эрудированным (некоторые сказали даже «мудрым»). Это, возможно, объясняется тем, что все мужчины-респонденты являются студентами ОмГУ, которые стремятся получить знания, высшее образование, стать более интеллигентными и образованными. Сила, смелость, уверенность, решительность тоже выделяются мужчинами-респондентами, хотя и не являются самыми важными в образе идеального мужчины. Образ идеального мужчины у парней также ассоциируется с успешной карьерой, свободой, ответственностью, серьезностью и в тоже время с добротой, нежностью, с наличием чувства юмора.
Девушки-респонденты определяют образ идеального мужчины как сильный, крепкий, со спортивным телосложением, выносливый, смелый, одним словом – мужественный. И в тоже время идеальный мужчина должен быть ласковым, нежным, заботливым, любящим, уважающим женщину. Не менее важны для девушек ум и образованность молодого человека, а также его решительность и уверенность.
Таким образом, как показало наше исследование, по мнению большинства студентов стереотипизированные гендерные образы, предъявляемые рекламой, влияют на формирование идеального образа мужчины и женщины у современной молодежи.
Иванова Н.Б.
УдГУ, г.Ижевск
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание