Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
Юношеский возраст характеризуется формированием жизненной позиции, системы ценностей, установлением целей. На пути достижения поставленных целей приходится сталкиваться с интересами других людей, следовательно, возникает необходимость делать экзистенциональный выбор: либо подавление собеседника путем грубого или манипулятивного воздействия; либо установление равноправных, субъект – субъектных взаимоотношений. Одной из особенностей юношеского возраста является способность к осознанию эффективности субъектных отношений и снижение частоты манипулятивных воздействий.
Новизна данной работы состоит в том, что впервые в отечественной психологии делается попытка изучить макиавеллизм личности с точки зрения системного подхода.
Исследования по проблеме макиавеллизма в основном ведутся в американской и заподноевропейской науке (Geis, 1978; Blumstein, 1973).
Макиавеллизмом западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели.
Психологический смысл манипулирования состоит в том, что манипулятор пытается контролировать поведение собеседника, опираясь на его мотивы, интересы и т.п., получить над ним власть или преимущество за счет ограничения его свободы, «притеснения» коммуникативных прав, через создание такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его.
Западные психологи макиавеллизм определяют как стратегию социального поведения, включающую манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их актуально существующим желаниям (Wilson et al., 1996).
В отечественной психологии исследования по проблеме макиавеллизма ведутся сравнительно недавно (Знаков,1999; Братченко,1997).
Целью данного исследования является поиск взаимосвязей макиавеллизма с различными подсистемами интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин,1986,. Б.А. Вяткин,1991).
Цель определила следующие задачи исследования:
- Эмпирически установить место макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности.
- Определить гендерные особенности взаимосвязей макиавеллизма с различными подсистемами интегральной индивидуальности.
Для достижения цели исследования были проведены: методика исследования макиавеллизма личности (В.В. Знаков 2001) и стандартные методики для изучения подсистем интегральной индивидуальности: методика диагностики темперамента Я. Стреляу (1998); опросник формально динамических свойств индивидуальности (В. Русалов 1997 г.); 16 факторный опросник Кеттелла 187 вопросов(1998); тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф.Бажин, 1993); краткий отборочный тест (В.Н. Бузин1998); социометрия (Д. Морено).
В исследовании участвовало 30 юношей и девушек 15-16 лет - учащиеся 10 классов средней школы №28 г. Перми.
На основе факторного анализа показателя макиавеллизма с показателями подструктур интегральной индивидуальности были получены следующие результаты:
На нейродинамическом уровне выявлено: В один фактор с положительными нагрузками вошли показатель макиавеллизма и показатель силы процесса торможения, т.е. способность манипулировать предполагает более «обдуманное», менее импульсивное поведение.
На личностном уровне выявлено: В один фактор с положительными нагрузками вошли показатель макиавеллизма, показатели по фактору В, С и с отрицательным факторным весом показатели по факторам G,N по методике Кеттелла. Наличие взаимосвязи между этими показателями может свидетельствовать о том, что макиавеллисты для достижения своих целей пренебрегают групповыми правилами, используют хорошо развитое логическое мышление и способность трезво оценивать действительность.
По методике УСК (Е.Ф.Бажин, 1993) показатель макиавеллизма вошел с отрицательным весом в один фактор со шкалой интернальности в отношении здоровья и болезни (ИЗ). Возможно, способность манипулировать предполагает переложения ответственности за свое здоровье на других людей.
Эмоциональный и референтный статусы, выявленные путём социометрической процедуры, вошли в один фактор с макиавеллизмом с отрицательным весом. Связь этих показателей друг с другом может свидетельствовать о том, что при восприятии других людей в качестве объектов достижения своих целей, невозможно создать глубокие эмоциональные контакты.
По предварительным данным можно сказать, что макиавеллизм наиболее представлен на личностном уровне образуя связи с экстернальностью, развитым логическим мышлением, недобросовестностью, эмоциональной устойчивостью и расчетливостью.
Деменева А.Е.
ПГУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание