logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.

С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте.

Проблема смысла жизни изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру.

Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.

Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.

Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи смысла жизни и ценностей в юношеском возрасте. Предполагалось, что разные аспекты смысла жизни связаны с разными ценностями.

Постановка цели и гипотезы определила следующий алгоритм задач:

Во-первых, изучить особенности ценностей в юношеском возрасте;

Во-вторых, изучить особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

В-третьих, изучить взаимосвязь осмысленности жизни ( как отдельных ее аспектов, так и в целом ).

Участниками экспериментального исследования стали студенты педагогического училища №4; 2 и 3 курсов в возрасте 16-18лет, всего 230 человек.

Для изучения ценностей использовалась методика И.Г.Сенина «Опросник терминальных ценностей». Смысложизненные ориентации исследовались с помощью методики СЖО.

Полученные экспериментальные данные были обработаны методами математической статистики. Проведен анализ средних значений по ценностям и смысложизненным ориентациям, корреляционный и факторный анализ.

Анализ средних значений по ценностям показал, что в юношеском возрасте наиболее важными ценностями является высокое материальное положение, а также достижения и развитие себя. Далее по значимости находятся ценности: духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Менее важны ценности креативность и активные социальные контакты. И на последнем месте – престиж.

Анализ средних значений по смысложизненым ориентациям показал, что наиболее осмысленным является будущее и настоящее и менее осмысленным прошлое.

Корреляционный анализ выявил следующие взаимосвязи. Все аспекты смысла жизни связанны с ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность цели, т.е. будущего имеет обратную связь с высоким материальным положением.

В результате факторного анализа были получены два фактора.

В первый фактор вошли все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности, что говорит о наличии связи между ними. Причем связь прямая, т.е. чем больше осмысленность, тем больше выражены данные ценности.

Во второй фактор вошли два показателя осмысленности: общая осмысленность и осмысленность будущего, целей и собственный престиж, высокое материальное положение. Связь между ними обратная, что говорит о том, что чем более осмыслена жизнь в целом и будущее, тем мене важны эти ценности.

Таким образом, можно действительно говорить о том, что разные аспекты осмысленности жизни связаны с разными ценностями.

Ушмудина О.А.

Самарский государственный университет, г.Самара