Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
С проблемой смысла жизни сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте.
Проблема смысла жизни изучалась В.Франклом, и как он отмечает, с этой проблемой сталкиваются люди в разных странах по всему миру.
Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.
Людьми по-разному осознаются разные аспекты смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.
Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи смысла жизни и ценностей в юношеском возрасте. Предполагалось, что разные аспекты смысла жизни связаны с разными ценностями.
Постановка цели и гипотезы определила следующий алгоритм задач:
Во-первых, изучить особенности ценностей в юношеском возрасте;
Во-вторых, изучить особенности смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.
В-третьих, изучить взаимосвязь осмысленности жизни ( как отдельных ее аспектов, так и в целом ).
Участниками экспериментального исследования стали студенты педагогического училища №4; 2 и 3 курсов в возрасте 16-18лет, всего 230 человек.
Для изучения ценностей использовалась методика И.Г.Сенина «Опросник терминальных ценностей». Смысложизненные ориентации исследовались с помощью методики СЖО.
Полученные экспериментальные данные были обработаны методами математической статистики. Проведен анализ средних значений по ценностям и смысложизненным ориентациям, корреляционный и факторный анализ.
Анализ средних значений по ценностям показал, что в юношеском возрасте наиболее важными ценностями является высокое материальное положение, а также достижения и развитие себя. Далее по значимости находятся ценности: духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Менее важны ценности креативность и активные социальные контакты. И на последнем месте – престиж.
Анализ средних значений по смысложизненым ориентациям показал, что наиболее осмысленным является будущее и настоящее и менее осмысленным прошлое.
Корреляционный анализ выявил следующие взаимосвязи. Все аспекты смысла жизни связанны с ценностями: духовное удовлетворение и достижения. Кроме этого, осмысленность в целом связана с креативностью, развитием себя и с сохранением собственной индивидуальности. Осмысленность процесса связана с активными социальными контактами, осмысленность результата с развитием себя, а осмысленность цели, т.е. будущего имеет обратную связь с высоким материальным положением.
В результате факторного анализа были получены два фактора.
В первый фактор вошли все аспекты смысла жизни и такие ценности как креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности, что говорит о наличии связи между ними. Причем связь прямая, т.е. чем больше осмысленность, тем больше выражены данные ценности.
Во второй фактор вошли два показателя осмысленности: общая осмысленность и осмысленность будущего, целей и собственный престиж, высокое материальное положение. Связь между ними обратная, что говорит о том, что чем более осмыслена жизнь в целом и будущее, тем мене важны эти ценности.
Таким образом, можно действительно говорить о том, что разные аспекты осмысленности жизни связаны с разными ценностями.
Ушмудина О.А.
Самарский государственный университет, г.Самара
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание