Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
Исследования психологии беременности и околородового периода (В.В. Абрамченко, Е.Б.Айвазян, Г.А.Арина, В.И.Брутман, А.Я.Варга, И.В.Добряков, М.С.Радионова, Г.Г.Филиппова, И.Ю.Хамитова и др.) рассматривают типы переживания беременности, тенденции их изменений, сформированность или несформированность готовности к материнству, особенности восприятия женщиной себя, ребенка, особенности телесного и эмоционального опыта, ситуации беременности и материнства, наличие и особенности имеющихся у беременной психологических проблем.
В рамках нашего исследования беременность понимается не только как физиологическое, органическое событие, а как внутренний мир осознаваемых переживаний, в том числе эмоциональных, а так же как субъективная реальность, в которой новый сенсорный опыт неразрывно связан с системой отношений, субъективной оценкой событий, сопровождающих женщину в около родовой период. Васильева О.С, Могилевская Е.В показывают, что «эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку и к себе». Переживание волнения, беспокойства, тревоги, страха, даже при физиологическом течении беременности, является наиболее часто осознаваемым женщиной, имеет тенденцию нарастания по мере приближения родов. Именно поэтому мы обращаемся к проблеме восприятия тревожности. С целью изучения осознания тревожности беременной женщиной было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проводилось в октябре 2002г. и в мае 2003г. Участники исследования: 80 беременных женщин в возрасте от 16 до 39 лет, с отсутствием тяжелой соматической, акушерской патологии в анамнезе. Срок беременности испытуемых в пределе от 6 до 41 недели. Из них первобеременные женщины в возрасте от 16 до 30 лет – 45 чел, и повторно беременные в возрасте от 19 до 39 лет – 35 чел.
Изучение феноменологии самовосприятия тревожности осуществлялось на материале ретроспективных самоотчетов. Описание феноменологии проходило через категории контент – анализа, выделенные в авторской модели изучения восприятия эмоциональных явлений (в себе и в другом) А.Ю. Бергфельд (2002). В соответствии с данной моделью, категории контент - анализа распределены по 2 уровням восприятия; на каждом из этих уровней представлены 2 стратегии восприятия субъектом эмоций. Оси, двухмерного пространства восприятия обозначают: с одной стороны, степень опосредованности отражаемой эмоции в сознании (непосредственное и категориальное восприятие), с другой стороны, характер отношения между субъектом и объектом восприятия (стратегия внешнего наблюдателя и стратегия внутреннего наблюдателя).
На основе анализа содержания самоотчетов женщин было выделено 9 подкатегорий осознания женщиной причин эмоций: «ребенок», «здоровье», «материнство и воспитание», «анализы и лечение», «врачи и медицинское обслуживание», «кесарево сечение», «угроза прерывания беременности, выкидыш», «схватки», «роды».
В процессе исследования феноменологии восприятия тревожности было выявлено, что беременные женщины, не зависимо от предшествующего опыта беременности, чаще реализуют стратегию внутреннего наблюдателя. Они склонны в большей мере осознавать эмоциональные явления через личный опыт переживаний, нежели через экспрессивные проявления.
На категориальном уровне восприятия, реализуя стратегию внутреннего наблюдателя, 93% женщин обращаются к причинам своих переживаний.
52,3% испытуемых в качестве причины эмоций называют ребенка, ситуации, события, действия связанные с ним. В 27,3 % текстов испытуемых имеется упоминание родов как события, повлекшего за собой возникновение тех или иных эмоций, в 22,3% - ситуаций медицинского обслуживания и действий мед.персонала, а так же в 22,3% - упоминание различного рода диагностики, анализов, медицинского лечения во время беременности.
На уровне непосредственного восприятия эмоций, осуществляя стратегию внутреннего наблюдателя, большая часть, 57% беременных женщин осознает собственные переживания через осознание психических явлений мотивационной природы. Осознание эмоций «ожидания» как отношения к потребности родоразрешения и связанной с ней направленностью в будущее составило новую категорию, специфичную для исследуемой выборки.
Были установлены различия в выборе источников информации в зависимости от предшествовавшего опыта беременности. Перво беременными (32%), эмоции через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения осознаются более часто, чем повторно беременными женщинами (14%). А осознание интенсивности и силы эмоционального переживания в большей степени характерно для повторно беременных женщин (4,5%), нежели для первобеременных. Было выделено 73 понятия, к которым испытуемые обращаются для обозначения переживаемых эмоций. К тревожным эмоциональным явлениям можно отнести следующие понятия, названные испытуемыми: волнение, беспокойство, страх, тревога, боязнь, испуг, ужас, отчаяние. Установлен интересный факт, что для выборки повторно беременных характерен более широкий диапазон понятий, которыми они обозначают переживаемые эмоции, чем для первобеременных женщин.
Таким образом, была описана феноменология восприятия тревожности беременными женщинами, выявлены значимые различия в феноменологии восприятия тревожности в зависимости от наличия предшествующего опыта беременности и родоразрешения. В перспективе исследования проблемы самовосприятия эмоций женщиной во время беременности предполагается ответить на ряд вопросов, касающихся представленности образа родов и диапазона эмоциональных переживаний в феноменологическом поле сознания женщины в период беременности.
Буракова Е.А.
ПГПУ, г.Пермь.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание