logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Особености личности студентов, которые занимаются в театре.

На основе анализа литературы нами были выделены отличительные особенности деятельности актеров.

Во-первых, актер взаимодействует с режиссером, с партнерами на сцене и со зрителями в зале и пр. в результате возникает состояние насыщенности и перенасыщенности индивидуального психического пространства Я-образами, что обуславливает перевоплощаемость, характерность, многогранность самовыражения актера в роли (Началджян).

Во-вторых, у актера в ходе игры на сцене происходит раздвоение сознания на Я и Не-я, которые обьединяются в акте перевоплощения. С позиции концепции метаиндивидуального мира подобное слияние Я и Не-я больше всего напоминает ситуацию, когда объект мира является системой, а индивидуальность его подсистемой (Я вторящее).

В-третьих, любое слияние происходит на основе определенной схожести. У актера и персонажа должно быть, что-то общее, поэтому чем больше жизненный опыт, чем богаче личность актера или точнее чем выше открытость новому опыту, тем более сложный и яркий образ он сможет создать на сцене.

В-четвертых, постоянная настройка на свои чувства и переживания, а так же на чувства и переживания других, умение выражать чувства и доносить их до других необходимое условие перевоплощения или сценической эмпатии (Маркус) и сценической экспрессивности.

В-пятых, любое сценическое действие это всегда борьба (Ершов П.М.). Это может влиять на то, какие стили межличностных отношений предпочитают использовать актеры.

Цель данной работы: определение различий в степени выраженности и структуре взаимосвязей различных свойств личности и субмодальностей «Я» у театралов и не театралов.

Исследовательские гипотезы:

Между студентами которые занимаются в любительском театре и теми кто в театре не занимается существуют значимые различия в выраженности некоторых свойств личности.

У студентов которые занимаются в театре субмодальность «Я-вторящее», выражена сильнее чем у студентов, которые в театре не занимаются.

Существуют различия в структуре взаимосвязей свойств личности и субмодальностей Я между студентами театралами и не театралами.

Существует латентный фактор, который отличат театралов от не театралов.

Участники исследования.

Исследование проведено в 2001 – 2003 гг. на 2-х выборках студентов ПГУ, ПГТУ и ПГПУ Группа 1(контрольная) – студенты не театралы. Группа 2 – студенты театралы. Возраст участников от 17 до 24 лет. Группы набирались по соответствию следующих параметров: пол, вуз, курс, факультет. Общее количество 90 чел.: 60 – жен, 30 – муж.

Использованные методики.

1) Опрсник «Чувства. Реакции. Убеждения» К. Роджерс; 2) «Тест эмпатических тенденций» Мехрабиан; 3)Методика изучения агрессии Басса и Дарки.; 4) Пермский вопросник Я Дорфман Л. Я.; 5) Опросник личности айзенка (EPQ-R Adult); 6) «Тест стиля межличностных отношений» Виггинс. 7) Методика полимодальные мотивы Дорфман Л. Я.

Анализ данных и дизайн

Для определения различий в выраженности свойств личности и модальностей «Я» между контрольной и экспериментальной группой применялся t-критерий Стьюдента для независимых переменных. Для изучения взаимосвязи свойств личности и модальностей Я в контрольной и экспериментальной группе применялся корреляционный анализ. Для проверки гипотезы о наличии латентной переменной которая отличает театралов от не театралов применялся факторный анализ с varimax вращением, далее проводился t – критерий по данным факторам между контрольной и экспериментальной группами

Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о меньшей взаимосвязи субмодальностей Я у театралов по сравнению с не театралами, так же субмодальности «Я» у театралов имеют меньше связей со свойствами личности. Характер и количество корреляционных связей у театралов отличается от характера и количества связей у не театралов. Описание корреляционных связей между отдельными свойствами личности выходит за рамки данного исследования.

Результаты t-критерия Стьюдента подтвердили нашу гипотезу о большей выраженности у театралов субмодальности «Я – вторящее» (p<0.003). Такие свойства как открытость чувствам во взаимоотношениях(ОЧВ) (p<0.0001), экстраверсия(p<0.01), и эмпатия (p<0.05) имеют более высокие значения у театралов. Неожиданным является меньшая социальная желательность (p<0.01) в группе тетралов.

Факторный анализ изучаемых свойств личности позволил выделить 7 факторов которые описывают личность студентов. В первый фактор (мотивация достижения) со значимыми нагрузками вошли: «Я-авторское» (0,54), мотивы достижения в сферах «Я-авторское»(0,87), «Я-воплощенное»(0,86), «Я-превращенное» (0,73), «Я-вторящее» (0,91). Во второй фактор(отстраненность) вошли стили межличностных отношений: в стороне – сосредоточенный на себе (FG) (0,84), общительный (NO)(-0,84), теплый (LM) (-0,72), а так же дискомфорт во взаимоотношениях ( 0,62), и экста-интроверсия (-0,58). В третий фактор (эмоциональная ригидность, бесчувственность) вошли: нейротизм (-0,76), ОЧВ(-0,50), эмпатия (-0,71). В четвертый фактор (мотивация избегания) вошли: вошли мотивы избегания во всех сферах: «Я-авторское»(0,89), «Я-воплощенное»(0,83), «Я-превращенное»(0,81), «Я-вторящее»(0,85). В пятый фактор(социальная тень) вошли: социальная желательность (-0,54), «Я-вторящее» (0,61), и высокомерно – рассчетливый стиль межличностных отношений (0,68). В шестой фактор(самонедоверие, неестественность) вошли: психотизм (-0,75) и доверие к себе как организму (-0,68). В седьмой фактор (подчиненность и зависимость) вошли два стиля межличностных отношений: неуверенный – покорный (HI) (0,73), скромный – бесхитростный (JK) (0,71).

t-критерий по факторам выявил значимые различия для фактора 3 (бесчувственность) и фактора 5(социальная тень). Вклад театралов в фактор 3 значимо ниже(p<0.01), а в фактор 5 значимо выше(p<0.01) чем вклад не театралов. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о наличии фактора личности, который отличает театралов от не театралов.

Выводы:

У театралов субмодальности «Я» взаимосвязаны слабее чем у не театралов.

У театралов выше значения экстраверсии, эмпатии, открытости чувствам и «я-вторящего»

Театралы более чувствительны и склонны переживать негативную часть себя как чужую.

Кавлис З.В.

Самарский государственный университет, г.Самара