Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
На основе анализа литературы нами были выделены отличительные особенности деятельности актеров.
Во-первых, актер взаимодействует с режиссером, с партнерами на сцене и со зрителями в зале и пр. в результате возникает состояние насыщенности и перенасыщенности индивидуального психического пространства Я-образами, что обуславливает перевоплощаемость, характерность, многогранность самовыражения актера в роли (Началджян).
Во-вторых, у актера в ходе игры на сцене происходит раздвоение сознания на Я и Не-я, которые обьединяются в акте перевоплощения. С позиции концепции метаиндивидуального мира подобное слияние Я и Не-я больше всего напоминает ситуацию, когда объект мира является системой, а индивидуальность его подсистемой (Я вторящее).
В-третьих, любое слияние происходит на основе определенной схожести. У актера и персонажа должно быть, что-то общее, поэтому чем больше жизненный опыт, чем богаче личность актера или точнее чем выше открытость новому опыту, тем более сложный и яркий образ он сможет создать на сцене.
В-четвертых, постоянная настройка на свои чувства и переживания, а так же на чувства и переживания других, умение выражать чувства и доносить их до других необходимое условие перевоплощения или сценической эмпатии (Маркус) и сценической экспрессивности.
В-пятых, любое сценическое действие это всегда борьба (Ершов П.М.). Это может влиять на то, какие стили межличностных отношений предпочитают использовать актеры.
Цель данной работы: определение различий в степени выраженности и структуре взаимосвязей различных свойств личности и субмодальностей «Я» у театралов и не театралов.
Исследовательские гипотезы:
Между студентами которые занимаются в любительском театре и теми кто в театре не занимается существуют значимые различия в выраженности некоторых свойств личности.
У студентов которые занимаются в театре субмодальность «Я-вторящее», выражена сильнее чем у студентов, которые в театре не занимаются.
Существуют различия в структуре взаимосвязей свойств личности и субмодальностей Я между студентами театралами и не театралами.
Существует латентный фактор, который отличат театралов от не театралов.
Участники исследования.
Исследование проведено в 2001 – 2003 гг. на 2-х выборках студентов ПГУ, ПГТУ и ПГПУ Группа 1(контрольная) – студенты не театралы. Группа 2 – студенты театралы. Возраст участников от 17 до 24 лет. Группы набирались по соответствию следующих параметров: пол, вуз, курс, факультет. Общее количество 90 чел.: 60 – жен, 30 – муж.
Использованные методики.
1) Опрсник «Чувства. Реакции. Убеждения» К. Роджерс; 2) «Тест эмпатических тенденций» Мехрабиан; 3)Методика изучения агрессии Басса и Дарки.; 4) Пермский вопросник Я Дорфман Л. Я.; 5) Опросник личности айзенка (EPQ-R Adult); 6) «Тест стиля межличностных отношений» Виггинс. 7) Методика полимодальные мотивы Дорфман Л. Я.
Анализ данных и дизайн
Для определения различий в выраженности свойств личности и модальностей «Я» между контрольной и экспериментальной группой применялся t-критерий Стьюдента для независимых переменных. Для изучения взаимосвязи свойств личности и модальностей Я в контрольной и экспериментальной группе применялся корреляционный анализ. Для проверки гипотезы о наличии латентной переменной которая отличает театралов от не театралов применялся факторный анализ с varimax вращением, далее проводился t – критерий по данным факторам между контрольной и экспериментальной группами
Результаты корреляционного анализа позволяют говорить о меньшей взаимосвязи субмодальностей Я у театралов по сравнению с не театралами, так же субмодальности «Я» у театралов имеют меньше связей со свойствами личности. Характер и количество корреляционных связей у театралов отличается от характера и количества связей у не театралов. Описание корреляционных связей между отдельными свойствами личности выходит за рамки данного исследования.
Результаты t-критерия Стьюдента подтвердили нашу гипотезу о большей выраженности у театралов субмодальности «Я – вторящее» (p<0.003). Такие свойства как открытость чувствам во взаимоотношениях(ОЧВ) (p<0.0001), экстраверсия(p<0.01), и эмпатия (p<0.05) имеют более высокие значения у театралов. Неожиданным является меньшая социальная желательность (p<0.01) в группе тетралов.
Факторный анализ изучаемых свойств личности позволил выделить 7 факторов которые описывают личность студентов. В первый фактор (мотивация достижения) со значимыми нагрузками вошли: «Я-авторское» (0,54), мотивы достижения в сферах «Я-авторское»(0,87), «Я-воплощенное»(0,86), «Я-превращенное» (0,73), «Я-вторящее» (0,91). Во второй фактор(отстраненность) вошли стили межличностных отношений: в стороне – сосредоточенный на себе (FG) (0,84), общительный (NO)(-0,84), теплый (LM) (-0,72), а так же дискомфорт во взаимоотношениях ( 0,62), и экста-интроверсия (-0,58). В третий фактор (эмоциональная ригидность, бесчувственность) вошли: нейротизм (-0,76), ОЧВ(-0,50), эмпатия (-0,71). В четвертый фактор (мотивация избегания) вошли: вошли мотивы избегания во всех сферах: «Я-авторское»(0,89), «Я-воплощенное»(0,83), «Я-превращенное»(0,81), «Я-вторящее»(0,85). В пятый фактор(социальная тень) вошли: социальная желательность (-0,54), «Я-вторящее» (0,61), и высокомерно – рассчетливый стиль межличностных отношений (0,68). В шестой фактор(самонедоверие, неестественность) вошли: психотизм (-0,75) и доверие к себе как организму (-0,68). В седьмой фактор (подчиненность и зависимость) вошли два стиля межличностных отношений: неуверенный – покорный (HI) (0,73), скромный – бесхитростный (JK) (0,71).
t-критерий по факторам выявил значимые различия для фактора 3 (бесчувственность) и фактора 5(социальная тень). Вклад театралов в фактор 3 значимо ниже(p<0.01), а в фактор 5 значимо выше(p<0.01) чем вклад не театралов. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о наличии фактора личности, который отличает театралов от не театралов.
Выводы:
У театралов субмодальности «Я» взаимосвязаны слабее чем у не театралов.
У театралов выше значения экстраверсии, эмпатии, открытости чувствам и «я-вторящего»
Театралы более чувствительны и склонны переживать негативную часть себя как чужую.
Кавлис З.В.
Самарский государственный университет, г.Самара
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание