logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.

В кинотерапии основным инструментом коррекционного воздействия является фильм и группа, помогающие скорректировать личностные особенности, проблемы участников за счет просмотра кино и обсуждения. В связи с этим, перед нами встает ряд вопросов, которые представляют существенный интерес для определения кинотерапии как метода коррекции. Как воздействует кино? И если воздействует, то чем обусловлено влияние кино на человека?

Первый вопрос - это вопрос о механизмах в процессе восприятия киноматериала и кинотерапии; какие именно из них усиливают влияние кино на развитие личности, вопрос об установлении причинно – следственных связей.

Таким образом, в своей работе мы предположили, что проекция выступает основным механизмом восприятия и моделирования зрителем кино.

Целью нашей работы стало описание и изучение механизма проекции в кинотерапии.

На основе теоретического анализа психологической литературы и контент – анализа письменных отчётов участника, мы можем сделать следующие выводы:

1) В зависимости от направления, в котором происходит работа определяется суть и цель кинотерапии как метода коррекции личностного развития человека.

 В психоаналитической модели – выбор клиентом того или иного фильма детерминирован принципом удовольствия и направлен на снижение напряжений путем иллюзорного исполнения желаний

 В аналитической модели - это бессознательное послание, содержащее много общечеловеческих мотивов.

 В синемалогии – фильмы обладают позитивным потенциалом, в них можно найти огромный выбор возможностей взаимодействия с собой и со средой.

 В кинотерапии основанной на концепции персонализации центральным и определяющим является понятие "отраженная субъектность" Её сущность заключается в реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека.

2) Кино через свой динамизм воздействует на аффективно- потребностную сферу человека, т.к. в процессе просмотра фильма субъект пассивно наблюдает за сменой событий, активностью героев; он компенсирует свою моторную пассивность за счет эмоциональной активности. В своей работе, мы представили модель, которая на наш взгляд отражает процесс моделирования зрителем кино. Фильм, о котором рассказывает участник кинотерапии при обсуждении, является синтезом копии проекции режиссера и проекции-идентификации зрителя. Кино позволяет субъекту воплощать три роли: наблюдателя, активного участника или героя фильма и соавтора.

3)Проанализированы существующие понятия и виды проекции.

Нами выделен механизм проекции-идентификации. Под данным термином мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении, а значит, разотождествление на Я и не-Я, субъекта собственных свойств или состояний на внешний объект. Мы выделили следующие виды проекции-идентификации :

моторная или практическая проекция-идентификация, основанная на динамике кино;

аффективная проекция-идентификация, основанная на постижении и порождении чувств и эмоций участника;

объективная, относительно участников – это проекция-идентификация созданная режиссером, относительная копия реальности;

субъективная проекция-идентификация участника, смоделированная им посредством собственного жизненного опыта и просмотра фильма.

4) Нами выявлено, что посредством механизма проекции происходит искажение восприятия кино. При сравнении текста участников с текстом фильма, были выявлены явные расхождения в ответах, количественно обработанные.

В итоге, мы получили разные текстовые модели кино, отличные от оригинала, т.е. модели фильма режиссера. Это подтверждает нашу гипотезу, что зритель в процессе просмотра фильма, моделирует его посредством проекции.

Дальнейшим направлением данной проблемы может стать разработка коррекционно – развивающей программы для студентов на основе кинотерапии.

Карлышев Г.В.

ЮУрГУ, г.Челябинск.