Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
В кинотерапии основным инструментом коррекционного воздействия является фильм и группа, помогающие скорректировать личностные особенности, проблемы участников за счет просмотра кино и обсуждения. В связи с этим, перед нами встает ряд вопросов, которые представляют существенный интерес для определения кинотерапии как метода коррекции. Как воздействует кино? И если воздействует, то чем обусловлено влияние кино на человека?
Первый вопрос - это вопрос о механизмах в процессе восприятия киноматериала и кинотерапии; какие именно из них усиливают влияние кино на развитие личности, вопрос об установлении причинно – следственных связей.
Таким образом, в своей работе мы предположили, что проекция выступает основным механизмом восприятия и моделирования зрителем кино.
Целью нашей работы стало описание и изучение механизма проекции в кинотерапии.
На основе теоретического анализа психологической литературы и контент – анализа письменных отчётов участника, мы можем сделать следующие выводы:
1) В зависимости от направления, в котором происходит работа определяется суть и цель кинотерапии как метода коррекции личностного развития человека.
В психоаналитической модели – выбор клиентом того или иного фильма детерминирован принципом удовольствия и направлен на снижение напряжений путем иллюзорного исполнения желаний
В аналитической модели - это бессознательное послание, содержащее много общечеловеческих мотивов.
В синемалогии – фильмы обладают позитивным потенциалом, в них можно найти огромный выбор возможностей взаимодействия с собой и со средой.
В кинотерапии основанной на концепции персонализации центральным и определяющим является понятие "отраженная субъектность" Её сущность заключается в реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека.
2) Кино через свой динамизм воздействует на аффективно- потребностную сферу человека, т.к. в процессе просмотра фильма субъект пассивно наблюдает за сменой событий, активностью героев; он компенсирует свою моторную пассивность за счет эмоциональной активности. В своей работе, мы представили модель, которая на наш взгляд отражает процесс моделирования зрителем кино. Фильм, о котором рассказывает участник кинотерапии при обсуждении, является синтезом копии проекции режиссера и проекции-идентификации зрителя. Кино позволяет субъекту воплощать три роли: наблюдателя, активного участника или героя фильма и соавтора.
3)Проанализированы существующие понятия и виды проекции.
Нами выделен механизм проекции-идентификации. Под данным термином мы понимаем процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении, а значит, разотождествление на Я и не-Я, субъекта собственных свойств или состояний на внешний объект. Мы выделили следующие виды проекции-идентификации :
моторная или практическая проекция-идентификация, основанная на динамике кино;
аффективная проекция-идентификация, основанная на постижении и порождении чувств и эмоций участника;
объективная, относительно участников – это проекция-идентификация созданная режиссером, относительная копия реальности;
субъективная проекция-идентификация участника, смоделированная им посредством собственного жизненного опыта и просмотра фильма.
4) Нами выявлено, что посредством механизма проекции происходит искажение восприятия кино. При сравнении текста участников с текстом фильма, были выявлены явные расхождения в ответах, количественно обработанные.
В итоге, мы получили разные текстовые модели кино, отличные от оригинала, т.е. модели фильма режиссера. Это подтверждает нашу гипотезу, что зритель в процессе просмотра фильма, моделирует его посредством проекции.
Дальнейшим направлением данной проблемы может стать разработка коррекционно – развивающей программы для студентов на основе кинотерапии.
Карлышев Г.В.
ЮУрГУ, г.Челябинск.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание