logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Влияние компьютерной игры на личность подростка.

В настоящее время компьютерные игры приобретают все большую популярность, особенно в подростковой среде. Многие школьники могут часами сидеть за компьютером, осваивая все новые уровни игры. Родители и учителя обеспокоены таким положением вещей: как отражается такая увлеченность на физическом и психическом здоровье подростков?

На этот вопрос существует множество, зачастую противоречивых, мнений. С физиологией все обстоит просто. Никто не отрицает того, что «компьтеризация» свободного времени подростков может приводить к таким соматическим нарушениям, как снижение остроты зрения, быстрая утомляемость, искривление позвоночникам и т.д. В плане психике же мнения исследователей расходятся. Одни специалисты указывают, что при большой увлеченности подростка компьютерными играми у него происходит сужение круга интересов, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Но исследования показали, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтение альтернативных видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; еще один результат этих исследований – у игроков в компьютерные игры, по сравнению способности их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение.

В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований – проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных способности ней правонарушений. Некоторые производители и психологи утверждают, что не существует никаких доказательств пагубного воздействия игр на детей, и что игра наоборот – разрядка накопившейся агрессии. Другие специалисты уверены в обратном. Они считают, что человек, переигравший в агрессивные игры, «обязательно возьмет оружие и пойдет убивать прохожих».

Погружение в игровую среду сказывается и на образе себя. Исследования показали, что подростки, увлеченные компьютерными играми, имеют неадекватную, завышенную самооценку, считая, что в жизни они могут столько же, сколько и в игре – успех кружит им голову. Однако есть мнение, что игра предоставляет юному пользователю более широкие возможности для тестирования его способностей, что ведет к лучшему осознанию собственных преимуществ и ограничений.

Мы же предполагаем провести исследование подростков (7-8 класс), разделив их на группы: «сильно увлеченные» (играют более 3 часов в день 3-4 раза в неделю), «увлеченные» (по 2-3 часа 2-3 раза в неделю), «играющие» (от 1 до 2 часов 1-2 раза в неделю) и «неиграющие». Такое разделение связано способности тем, что нами выдвинута гипотеза о том, что влияние компьютерных игр на различные стороны личности будет связано со степенью увлеченности ими и интенсивностью их использования. Предполагается изучение социальной адаптированности (шкала социально-психологической адаптированности), агрессии (опросник Басса-Дарки), склонности к риску (опросник Шмелева), самооценки (методика Дембо-Рубинштейн в модификации Прихожан), а затем сравнение показателей по этим категориям между представителями вышеперечисленных групп. Мы считаем, что благодаря такому разделению на группы нам удастся найти компромисс между столь противоречивыми мнения по поводу влияния компьютерных игр на психику подростков.

Белова Д.Е.

РГППУ, г.Екатеринбург