Психологическая защита и ее особенности
Современный мир, его хаотичность, непостоянность, быстрый темп жизни, способствует постепенной виктимизации человека, что находит свое отражение в повышении уровня безработицы, преступности и др. негативных социальных явлениях. Без сомнения для успешности человека необходима особая структура личности, отвечающая за ее безопасность. Таковой и является психологическая защита.
В зарубежной психологии защитные механизмы рассматривали многие исследователи: З. Фрейд, К. Роджерс, Э. Берн, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Ф. Перлз, В. Райх и др. Однако наиболее глубокий анализ данный феномен получил в рамках четырех направлений: психоанализа (З. Фрейд), гештальтпсихологии (Ф. Перлз), феноменологии (К. Роджерс) и психоэволюционной теории эмоций (Р. Плутчик).
Под психологической защитой принято понимать систему специфических бессознательных механизмов, направленных на нейтрализацию или ослабление опасных для личности переживаний, сопряженных с внутренними или внешними факторами. Как правило, в травмирующей личность ситуации происходит сработка не какого-то одного защитного механизма, а активизируется вся система психологической защиты, т.е. защитная структура личности.
Состав защитной структуры личности не однороден, и определяется защитными механизмами двух уровней:
индивидуальными защитными механизмами, формируемыми в онтогенезе личности;
групповыми защитными механизмами, приобретаемыми личностью в ходе частого взаимодействия с различными социальными группами (семьей, трудовым коллективом, учебной группой, дружеской компанией и др.).
Успешность защитной структуры личности зависит от ряда ее особенностей:
адекватности раздражителю, т.е. соответствия выбранного набора и сочетания защитных механизмов характеристикам актуальной ситуации и травмирующего фактора;
многопрофильности, многофункциональности, что зависит от количества входящих в ее состав отдельных защитных механизмов и их разнообразия;
гибкости, т.е. возможности самой защитной структуры изменяться и совершенствоваться, дополняться новыми, наиболее эффективными защитными механизмами или их измененными в соответствие реалиям окружающей среды формами. Так, изменение защитной структуры личности может происходить в процессе обучения и воспитания, детерминирующих доминирование высших (зрелых) механизмов психологической защиты, позволяющих более эффективно разрешать внутренние и внешние конфликты, не углубляя создавших их противоречий.
Безусловно, успешная социализация личности возможна при сформированной эффективной защитной структуре, которая позволяет увеличить адаптивность человека. При этом психологическая защита личности является наиболее действенной, если большинство ее составляющих индивидуальных защит – зрелые, основанные не на подавлении и отрицании информации, а на ее переработке и переоценке (такие как гиперкомпенсация или рационализации, а также их аналоги).
Формирование подобной защитной структуры возможно при постоянном саморазвитии личности, что позволяет обеспечить процесс беспрерывного образования, собственный активный поиск личности возможностей для своего самосовершенствования и самоактуализации.
Лебедева Н.Н.
ПГПУ, г.Пермь.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание