logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе

Актуальность проблемы отношений «терапевт-клиент» в психотерапевтическом процессе обусловлена недостаточной теоретической разработанностью вопроса о соотношении эффективности психотерапии и характера отношений «терапевт-клиент». Объектом нашего исследования является психотерапевтический процесс. Предметом - отношения между терапевтом и клиентом. Цель настоящей работы – проанализировать проблему психотерапевтических отношений. Мы исходим из общего предположения о том, что эффективность психотерапии определяется особенностями взаимоотношений психотерапевта и клиента. В нашем исследовании мы использовали методы анализа литературных источников, монографического исследования, теоретического анализа. Проблема отношений «терапевт-клиент» заключается в поиске той оптимальной модели взаимоотношений, которая обусловливала бы эффективность психотерапии в целом. Данная проблема включает в себя взгляд на личность терапевта и личность клиента как на факторы, задающие характер взаимоотношений. Проблема отношений между терапевтом и клиентом связана с проблемой эмоциональной зависимости клиента и терапевта, с соотношением ролевого и личностного в психотерапии, с проблемой оценки эффективности психотерапии и заключения психотерапевтического контракта.

Анализ литературы показал, что вопрос о главном лечебном механизме отношения по-разному решается представителями психодинамического, когнитивно-поведенческого и экзистенциально-гуманистического направлений. Психодинамическое направление (психоанализ) использует для анализа отношений «терапевт – клиент» понятия перенос и контрперенос. Под переносом понимается проекция пациента ранних детских отношений и желаний на психоаналитика, под контрпереносом понимается реакция переноса у врача по отношению к пациенту, когда психоаналитик реагирует на своего пациента так же, как на значимую личность в ранней истории своей жизни. В качестве основной детерминанты личностного развития и поведения рассматриваются первичные влечения и потребности, а невроз как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием; отсюда основная задача психотерапии – осознание этого конфликта, которая решается через перенос. В поведенческой психотерапии терапевт директивно управляет лечебным процессом. Представителями данного направления личность рассматривается как поведение, а невроз – неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому в ходе терапии решается задача обучения новым, адаптивным способам поведения посредством директивного управления со стороны терапевта. Гуманистическое направление (клиент – центрированная психотерапия К. Роджерса) делает акцент на аутентичности психотерапевта по отношению к клиенту, безусловно положительной оценке пациента и эмпатии. Данное направление рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз как результат блокирования этой потребности, отсюда следует задача психотерапии, которая заключается в приобретении пациентом нового эмоционального опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа «Я», и возможностей для самоактуализации личности.

Следовательно, эффективность психотерапии возможна при различных типах отношений. В связи с этим возникают некоторые противоречия. Во-первых, если терапия может быть эффективной при различных типах отношений между терапевтом и клиентом, то, значит, она не зависит от этой переменной и надо искать другую. Другими словами, тип отношений не значим для эффективности терапии. В-вторых, если отношения не описывают значимой реальности, обусловливающей эффективность терапии, то в терапии есть нечто, что не определяется категорией отношения, но в то же время детерминирует её эффективность. В связи с этим целесообразно затронуть вопрос о соотношении личностного и технологического аспектов психотерапии и их значимости для её успешного прохождения. Учитывая тот факт, что при использовании различных техник в построении отношений между терапевтом и клиентом эффективность за каждым психотерапевтическим направлением сохраняется, то не говорит ли это о том, что ведущая роль в психотерапии остаётся за личностным аспектом, а точнее, за личностью психотерапевта. Таким образом, правильно было бы говорить не об эффективности техники, а об эффективности личности терапевта. Отсюда следует, что основополагающей переменной в определении эффективности психотерапии является личность терапевта, модифицирующая техники терапии и корректирующая отношения по принципу наибольшей для себя (личности) приемлемости. Подводя итог, следует сказать, что гипотеза нашего исследования, заключающаяся в том, что эффективность психотерапии определяется особенностями взаимоотношений психотерапевта и клиента подтвердилась с поправкой на значимую роль личности терапевта в построении типа отношений.

Тугбаева Т.

УдГУ, г.Ижевск