logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.

В обществе существует запрос на высококвалифицированные молодые кадры. В тоже время интерес студентов к собственно научной деятельности крайне низкий. Актуальным является вопрос поднятия авторитета науки в глазах студентов, включение их в научную деятельность. На наш взгляд, способом решения этого вопроса является организация в ВУЗах студенческих научных обществ (далее СНО).

Проанализированный нами опыт работы СНО (на примере ВУЗов Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Тюмени, Волгограда и др.) показал возрастную специфику участия студентов в СНО. Немаловажным является факт, что активные члены СНО составляют кадровый резерв и продолжают свое обучение в аспирантуре. Студентам, занимающимся научной работой, требуются материальная и организационная поддержка, необходимо совершенствовать систему НИРС, искать новые способы её развития.

Основными формами научно-исследовательской работы студентов (НИРС), выполняемой во внеучебное время являются:

- проблемные мастерские,

- дискуссионные клубы,

- студенческие лаборатории,

- научно-практические конференции.

Нами было рассмотрено участие в деятельности СНО также с точки зрения самореализации личности студента. По определению, самореализация заключается в раскрытии позитивных возможностей, задатков и способностей личности.

Проанализировав структуру и деятельность СНО, отметим, что СНО может служить пространством, а научная деятельность – способом самореализации личности студента. Это достигается, с одной стороны, самой организационной культурой СНО (где требуется высокий уровень самоорганизации студента, ответственность, активность), а с другой стороны, личностно-психологическими особенностями самого молодого исследователя (способность самостоятельно, критично мыслить, принимать нестандартные решения в проблемной ситуации, отвечать за свои действия, а также высокий уровень притязаний и требований к себе и т.д.). Кроме того, СНО не относится к учебной деятельности и работа в его рамках не оценивается преподавателями. Исследовательские работы, проделанные в рамках СНО, не всегда отвечают требованиям учебного плана, а организаторская работа (как, например, организация конференций, симпозиумов, выездных семинаров и школ) порой противоречит и конфликтует с собственно учебным процессом. Получается, что в таких условиях студент вынужден так строить свою деятельность, чтобы она оказывалась эффективной и в том, и в другом случае. Очевидно, что этому способствует такое качество личности студента, как надситуативная активность – способность выходить за рамки наличной ситуации, ставить сверхзадачи и решать их.

Становится понятным, что профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности и превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и творческой самореализации. Мы в своем докладе показали, каким образом этому способствует деятельность в студенческом научном обществе.

Сергеева Т.Ю.

УдГУ, г.Ижевска,