logo
Книги / Сборник Янпис 2003

«Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».

В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семья занимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разных возрастах изучена недостаточно. Актуальной является и проблема развития мальчиков и девочек в неполной семье. Воспитательная ситуация в такой семье отличается особой сложностью и своеобразием. В основном, в литературе рассматриваются вопросы, связанные с переживаниями ребенка во время развода родителей и послеразводный кризис, и очень мало работ об отсроченном влиянии распада семьи на развитие ребенка.

Объектом исследования являются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста из разных типов семей, а предмет исследования - личностная сфера ребенка.

Экспериментальная часть исследования проводилась в 2002-2003 учебном году в гимназии г.Перми, в качестве испытуемых выступали дети трех возрастных групп в количестве 81 человек. Для изучения личностных особенностей детей использовался личностный опросник Кеттелла, для изучения самооценки детей младшего школьного возраста методика Дембо-Рубинштейна, а для детей среднего и старшего школьного возраста ‑ методика Ковалева. Методика А. Прихожан использовалась для изучения личностной тревожности и методика Рокича для изучения ценностных ориентации.

Наибольшее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу в группах мальчиков неполная семья оказывает в младшем школьном возрасте, к старшему школьному возрасту это влияние постепенно снижается. Чем мальчики младшего школьного возраста из неполных семей общительнее, тем они ответственнее, настойчивее в достижении цели, смелее, активнее и у них ниже самоконтроль; чем они смелее, тем ответственнее и расслабленнее и чем спокойнее, тем напряженнее.

Структура семьи оказывает большее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу у девочек в среднем школьном возрасте. Так, все девочки среднего школьного возраста из полных и неполных семей, чем они общительнее, тем смелее, активнее, более склонны к риску, и чем тревожнее, тем напряженнее.

Анализ показателей свойств личности по Кеттеллу с показателями самооценки позволили выявить достоверные связи только в группах детей обоего пола младшего и среднего школьного возраста. Таким образом, чем мальчики младшего школьного возраста из неполных семей ответственнее, тем лучше считают свой характер, чем смелее, тем выше оценивают свой ум. Чем девочки среднего школьного возраста из неполных семей чувствительнее, тем выше у них самооценка.

Полная семья оказывает большое влияние на взаимосвязь свойств личности и тревожности у девочек в среднем школьном возрасте, и это влияние почти исчезает к старшему школьному возрасту. В неполной семье у девочек это не выявлено, как и в группах мальчиков из полных и неполных семей.

Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки - здоровье и жизненную мудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизни считают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми - счастье других, творчество, красоту природы и искусства.

Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации для практических психологов. В своей работе с детьми, воспитывающимися одним родителем, психолог должен обратить внимание на младших школьников и подростков, поскольку полученные результаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем школьном возрасте неполная семья оказывает большее влияние на индивидуальность ребенка. Необходимо учитывать, что пост-разводная семья оказывает различные влияния на мальчиков и девочек. Учитывая выявленные у детей из неполных семей тревожность, низкую самооценку, коррекционная работа может быть направлена на снижение тревожности и повышение самооценки и уверенности в себе. Работа с девочками из неполных семей может быть направлена на развитие абстрактных форм мышления, поскольку они отличаются меньшей степенью сформированности интеллектуальных функций, преобладанием конкретных форм мышления.

Аксаетова Э.М.

ПГПУ, г.Пермь

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ У ЖЕНЩИН, НЕ ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА, В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И РОДИВШИХ. (Теоретическое обоснование, постановка проблемы, методика исследования.)

Каждая женщина в своей жизни рано или поздно задается вопросом что, значит, быть матерью. Поиск ответа на этот вопрос мы полагаем, связан с бытийной неопределенностью, которая выражается не только отсутствием личного опыта женщины (ЗУН, что, значит, быть матерью) а, прежде всего отсутствием индивидуального образа матери.

Заинтересовавшись этой проблемой, мы не обнаружили исследований по нашей тематике, при наличии большого количества популярной литературы посвященной данному вопросу.

Очевидно, что при воспитании своего ребенка женщина во многом повторяет стиль воспитания своей матери. Мы предполагаем, соотнести это с теорией транзактного анализа Берна, где в процессе общения ребенка с родителем у ребенка формируется опыт эго состояния «родитель», которое в последующем разворачивается в родительскую позицию по отношению к своему будущему ребенку. Именно эта идея была взята за основу при разработке теоретической модели материнства.

Методологической основой нашего исследования выступает феноменологическая парадигма в психологии. Здесь образ материнства будет представлен как симптомокомплекс переживаний, чувств, некая внутренняя позиция женщины, которую можно метафорически выразить «я - мать». Образ материнства проявляется в системе отношений, прежде всего, со своим ребенком, в которых будут отражаться отношения с окружающими. В структуру материнства мы отнесли: представление о своей матери; о своем ребенке; о себе как матери, что соответствует трем эго-состояниям родитель, взрослый, ребенок.

В качестве метода исследования использовался письменный опрос. Испытуемым женщинам предлагалось написать три небольших эссе на темы «Моя мама», «Мой ребенок», «Я - мама». На каждое эссе выделялось ровно по пять минут. Затем полученные данные были подвергнуты качественному анализу внутри каждой из трех групп женщин: не имеющих детей, в период беременности и родивших. Предполагается сравнивать результаты этих групп между собой, для выявления динамики образа матери. В настоящий момент ведется работа над интерпретацией полученных данных.

Ахмадуллина А.В., Шиленкова Н.А.

ПГУ, г.Пермь