Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
Целью нашего исследования было изучение звеньев связей в ментальной структуре городской среды. Под звеньями связей мы понимаем элементы ментальной структуры города, возникающие в воображении при обозначении конкретного объекта-стимула.
Для достижения цели исследования мы предлагали испытуемым следующую инструкцию: «Сейчас вашему вниманию будут предложены 10 объектов городского ландшафта. Представьте их в своем воображении и скажите, куда бы вы пошли от этого места. Постарайтесь дать около 5 ассоциаций». Для исследования были выбраны десять наиболее известных, на наш взгляд, городских объектов. Наша выборка представляет собой группу из 45 человек, в возрасте от 17 до 21 года.
Данной методикой мы хотели выявить разнообразие связей между конкретными городскими объектами, насыщенность городской среды взаимоотношениями между этими объектами, что отразило бы единство городского пространства, его целостность в восприятии горожан.
Были выявлены объекты-стимулы, к которым испытуемые подобрали большее количество звеньев связей, но лишь немногие из этих связей являются прочными ассоциациями, т.е. указываются более, чем 10% испытуемых. К таким объектам- стимулам относятся Центральный рынок и Гознак. В то же время нами были выделены стимулы, к которым было дано меньшее количество ассоциаций, но большее число их является прочными.
Такими стимулами являются Галерея, Оперный театр и Драмтеатр, что можно связать с их положительной эмоциональной окраской для большинства испытуемых. Следовательно, т.к. эти стимул-объекты вызывают положительные эмоции, предположительно, что прилежащая к ним территория является местом для пеших прогулок и отдыха, чем можно объяснить небольшие дистанции между данными стимулами и ассоциирующимися с ними объектами, которые чаще всего располагаются в пределах этой прилежащей к стимулам территории.
Было подсчитано отношение прочных связей к общему количеству объектов по конкретному стимулу – так называемый коэффициент соотнесенности. Как оказалось, именно у Гознака и Центрального рынка он является наименьшим – 9.8% и 7.8% соответственно, а у Галереи(23.3%), Оперного(16.7%) и Драмтеатра(16.4)- наиболее высоким.
На наш взгляд, этому факту можно найти ряд причин. Мы выделили следующие закономерности:
- Чем ближе располагается звено связи, тем сильнее ассоциация между ним и стимулом. На это может влиять способ передвижения, чаще применяемый в районе данного стимула. Поскольку Рынок и Гознак являются крупными транспортными узлами, люди чаще представляют этот объект с позиций маршрутов транспорта. Чаще люди стремятся попасть домой из этих точек, поэтому в качестве звеньев связей они указывают совершенно разные районы города (например, площадь Дружбы в Мотовилихинском районе и микрорайон Нагорный в качестве ассоциаций к Гознаку.)
- Чем ближе к стимулу расположен ассоциирующийся с ним объект, тем прочнее их ментальные связи и тем чаще жителями города упоминается этот объект. Причиной этого может быть тот факт, что пешеходные маршруты, располагающиеся в районе нахождения стимула отличаются наибольшим разнообразием значимых и запоминающихся объектов. Ярким примером этого может служить Галерея.
Наша выборка набрана в основном в студенческой среде, что отразилось в разнообразии выдаваемых звеньев связи. К каждому объекту-стимулу были подобраны ассоциации – учебные заведения, причем, разных категорий, места развлечений и места общественного питания – т.е. то, что важно в жизни молодежи. С другой стороны, малое количество испытуемых указали какие-либо административные здания, офисы, что можно объяснить противоположной причиной.
Очевидно, что восприятие центра города происходит по 2 параллелям – это улица Ленина как центральная и набережная реки Камы, на что указывает месторасположение объектов вдоль этих линий. Вообще, набережная является неким сквозным объектом ассоциаций, проходящим через все объекты-стимулы, что связано с ее протяженностью вдоль всего города.
Были выделены объекты, к которым несколькими испытуемыми вообще не были указаны ассоциации. По этому показателю лидирует Пермская Ярмарка (ассоциации к ней не смогли назвать 5 человек), а также памятник Пушкину А.С.(4человека). Опрашиваемые часто объясняли отсутствие ассоциаций к Пермской Ярмарке тем, что никогда там не были или были, но 1-2 раза. Это можно объяснить тем, что выставки в ней чаще всего специализированны и круг людей, их посещающих, очень узок. Памятник Пушкину хорошо известен также не широкой группе людей, в основном это студенты ПГПУ.
Полученные результаты представляют собой интерес для дальнейшего изучения.
Веденеева Е.В.,
ЧГУ, г Челябинск
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание