logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.

Целью нашего исследования было изучение звеньев связей в ментальной структуре городской среды. Под звеньями связей мы понимаем элементы ментальной структуры города, возникающие в воображении при обозначении конкретного объекта-стимула.

Для достижения цели исследования мы предлагали испытуемым следующую инструкцию: «Сейчас вашему вниманию будут предложены 10 объектов городского ландшафта. Представьте их в своем воображении и скажите, куда бы вы пошли от этого места. Постарайтесь дать около 5 ассоциаций». Для исследования были выбраны десять наиболее известных, на наш взгляд, городских объектов. Наша выборка представляет собой группу из 45 человек, в возрасте от 17 до 21 года.

Данной методикой мы хотели выявить разнообразие связей между конкретными городскими объектами, насыщенность городской среды взаимоотношениями между этими объектами, что отразило бы единство городского пространства, его целостность в восприятии горожан.

Были выявлены объекты-стимулы, к которым испытуемые подобрали большее количество звеньев связей, но лишь немногие из этих связей являются прочными ассоциациями, т.е. указываются более, чем 10% испытуемых. К таким объектам- стимулам относятся Центральный рынок и Гознак. В то же время нами были выделены стимулы, к которым было дано меньшее количество ассоциаций, но большее число их является прочными.

Такими стимулами являются Галерея, Оперный театр и Драмтеатр, что можно связать с их положительной эмоциональной окраской для большинства испытуемых. Следовательно, т.к. эти стимул-объекты вызывают положительные эмоции, предположительно, что прилежащая к ним территория является местом для пеших прогулок и отдыха, чем можно объяснить небольшие дистанции между данными стимулами и ассоциирующимися с ними объектами, которые чаще всего располагаются в пределах этой прилежащей к стимулам территории.

Было подсчитано отношение прочных связей к общему количеству объектов по конкретному стимулу – так называемый коэффициент соотнесенности. Как оказалось, именно у Гознака и Центрального рынка он является наименьшим – 9.8% и 7.8% соответственно, а у Галереи(23.3%), Оперного(16.7%) и Драмтеатра(16.4)- наиболее высоким.

На наш взгляд, этому факту можно найти ряд причин. Мы выделили следующие закономерности:

- Чем ближе располагается звено связи, тем сильнее ассоциация между ним и стимулом. На это может влиять способ передвижения, чаще применяемый в районе данного стимула. Поскольку Рынок и Гознак являются крупными транспортными узлами, люди чаще представляют этот объект с позиций маршрутов транспорта. Чаще люди стремятся попасть домой из этих точек, поэтому в качестве звеньев связей они указывают совершенно разные районы города (например, площадь Дружбы в Мотовилихинском районе и микрорайон Нагорный в качестве ассоциаций к Гознаку.)

- Чем ближе к стимулу расположен ассоциирующийся с ним объект, тем прочнее их ментальные связи и тем чаще жителями города упоминается этот объект. Причиной этого может быть тот факт, что пешеходные маршруты, располагающиеся в районе нахождения стимула отличаются наибольшим разнообразием значимых и запоминающихся объектов. Ярким примером этого может служить Галерея.

Наша выборка набрана в основном в студенческой среде, что отразилось в разнообразии выдаваемых звеньев связи. К каждому объекту-стимулу были подобраны ассоциации – учебные заведения, причем, разных категорий, места развлечений и места общественного питания – т.е. то, что важно в жизни молодежи. С другой стороны, малое количество испытуемых указали какие-либо административные здания, офисы, что можно объяснить противоположной причиной.

Очевидно, что восприятие центра города происходит по 2 параллелям – это улица Ленина как центральная и набережная реки Камы, на что указывает месторасположение объектов вдоль этих линий. Вообще, набережная является неким сквозным объектом ассоциаций, проходящим через все объекты-стимулы, что связано с ее протяженностью вдоль всего города.

Были выделены объекты, к которым несколькими испытуемыми вообще не были указаны ассоциации. По этому показателю лидирует Пермская Ярмарка (ассоциации к ней не смогли назвать 5 человек), а также памятник Пушкину А.С.(4человека). Опрашиваемые часто объясняли отсутствие ассоциаций к Пермской Ярмарке тем, что никогда там не были или были, но 1-2 раза. Это можно объяснить тем, что выставки в ней чаще всего специализированны и круг людей, их посещающих, очень узок. Памятник Пушкину хорошо известен также не широкой группе людей, в основном это студенты ПГПУ.

Полученные результаты представляют собой интерес для дальнейшего изучения.

Веденеева Е.В.,

ЧГУ, г Челябинск