Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
Репрезентативные системы личности – это системы поиска, приема и переработки информации. (Bandler & Grinder, 1975) Также под репрезентативными системами понимается сенсорное предпочтение информации одной из модальностей, которой человек пользуется для восприятия окружающего мира (Wilbur & Roberts-Wilbur, 1987). Из всех существующих, принято рассматривать следующие сенсорные каналы: визуальный, кинестетический (тактильные и физические ощущения), аудиально-тональный (невербальные качества голоса, громкость, интонации и т.п.) и аудиально-дигитальный (точность употребляемых значений, стиль речи).
Мы предлагаем подойти к решению проблемы изучения репрезентативных систем с помощью психосемантических методов. Процедура построения семантического пространства регистрирует так или иначе организованные следы взаимодействия с объектами мира. В основу такой организации можно положить принцип принадлежности к одной сенсорной модальности
Цель исследования – изучение феномена репрезентативных систем методами психосемантики. Гипотеза - словесные эквиваленты перцептивной информации образуют семантические пространства в соответствии со своей модальностью.
Задачи исследования:
1) Составить методику - семантический дифференциал, содержащий такие слова – стимулы, которые будут являться знаковыми заместителями перцептивной информации, и отражать репрезентативные системы человека.
2) Эмпирически выявить и описать семантическую структуру репрезентативных систем.
3) Изучить характер взаимосвязи модальных семантик и личностных черт.
Была составлена методика семантического дифференциала, которая включает в себя 20 биполярных шкал отражающих содержание 4 выделяемых авторами репрезентативных систем. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу – методом главных компонент с последующим «Varimax – normalased» вращением. К рассмотрению были приняты 3 фактора, в которых проявили себя 14 шкал семантического дифференциала из 20 изначально подвергшихся процедуре факторизации.
Гипотеза о существовании в семантическом слое сознания структур отражающих заявленные репрезентативные системы не подтвердилась. Очевидно, что восприятие по-крайней мере через семантический слой сознания не может быть организовано по принципу сенсорных модальностей. А если учесть положение о «первичности семантического кода» для человека, о котором было заявлено в исследованиях Е.Ю.Артемьевой, то и перцептивный слой «образа мира» не может быть организован по данному принципу. Таким образом, полученные результаты скорее свидетельствуют в поддержку идеи А.Н.Леонтьева о том, что восприятие определяется не особенностями перцептивной информации, а системой личностных смыслов образованных на основе субъективного опыта человека
Мы предполагаем, что в основе подобной организации полученной системы семантического восприятия может лежать реальный опыт взаимодействия с предметами внешнего мира.
На втором этапе исследования для оптимизации факторной структуры, мы отбросили переменные, которые выходили за пределы трех факторов, выделенных, на первом этапе исследования и факторизовали оставшиеся 14 шкал семантического дифференциала. Процедура позволила повысить объяснительную способность факторов, что выразилось в увеличении доли объяснимой дисперсии (до48%) и увеличении весов внутри факторов, при этом факторная структура не изменилась.
Третьим этапом была проведена совместная факторизация 14 шкал семантического дифференциала отражающего репрезентативные системы и дифференциала содержащего список личностных черт соответствующих полюсам факторов 16-ти факторного личностного опросника Р.Б.Кеттелла. В результате проведения процедуры факторизации личностные черты и пары слов, отражающие модальную информацию, объединились в одни факторы со значимыми нагрузками. Таким образом, можно сказать, что получившиеся данные указывают на взаимопроникновение в семантическом слое сознания опыта социального взаимодействия и опыта взаимодействия с предметным миром, этот факт говорит о выстраивании получившихся у нас структур на уровне отношений личности.
Основываясь на полученных результатах можно уточнить определение такого психологического явления, как репрезентативные системы. Репрезентативные системы – сложные образования в структуре «картины мира» (семантическом слое сознания), которые объединяют собой различные модальности на уровне отношений. Предположительно системы формируются на основе опыта взаимодействия предметным миром.
Михалева Н.В.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание