logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Репрезентативные системы, психосемантический аспект.

Репрезентативные системы личности – это системы поиска, приема и переработки информации. (Bandler & Grinder, 1975) Также под репрезентативными системами понимается сенсорное предпочтение информации одной из модальностей, которой человек пользуется для восприятия окружающего мира (Wilbur & Roberts-Wilbur, 1987). Из всех существующих, принято рассматривать следующие сенсорные каналы: визуальный, кинестетический (тактильные и физические ощущения), аудиально-тональный (невербальные качества голоса, громкость, интонации и т.п.) и аудиально-дигитальный (точность употребляемых значений, стиль речи).

Мы предлагаем подойти к решению проблемы изучения репрезентативных систем с помощью психосемантических методов. Процедура построения семантического пространства регистрирует так или иначе организованные следы взаимодействия с объектами мира. В основу такой организации можно положить принцип принадлежности к одной сенсорной модальности

Цель исследования – изучение феномена репрезентативных систем методами психосемантики. Гипотеза - словесные эквиваленты перцептивной информации образуют семантические пространства в соответствии со своей модальностью.

Задачи исследования:

1) Составить методику - семантический дифференциал, содержащий такие слова – стимулы, которые будут являться знаковыми заместителями перцептивной информации, и отражать репрезентативные системы человека.

2) Эмпирически выявить и описать семантическую структуру репрезентативных систем.

3) Изучить характер взаимосвязи модальных семантик и личностных черт.

Была составлена методика семантического дифференциала, которая включает в себя 20 биполярных шкал отражающих содержание 4 выделяемых авторами репрезентативных систем. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу – методом главных компонент с последующим «Varimax – normalased» вращением. К рассмотрению были приняты 3 фактора, в которых проявили себя 14 шкал семантического дифференциала из 20 изначально подвергшихся процедуре факторизации.

Гипотеза о существовании в семантическом слое сознания структур отражающих заявленные репрезентативные системы не подтвердилась. Очевидно, что восприятие по-крайней мере через семантический слой сознания не может быть организовано по принципу сенсорных модальностей. А если учесть положение о «первичности семантического кода» для человека, о котором было заявлено в исследованиях Е.Ю.Артемьевой, то и перцептивный слой «образа мира» не может быть организован по данному принципу. Таким образом, полученные результаты скорее свидетельствуют в поддержку идеи А.Н.Леонтьева о том, что восприятие определяется не особенностями перцептивной информации, а системой личностных смыслов образованных на основе субъективного опыта человека

Мы предполагаем, что в основе подобной организации полученной системы семантического восприятия может лежать реальный опыт взаимодействия с предметами внешнего мира.

На втором этапе исследования для оптимизации факторной структуры, мы отбросили переменные, которые выходили за пределы трех факторов, выделенных, на первом этапе исследования и факторизовали оставшиеся 14 шкал семантического дифференциала. Процедура позволила повысить объяснительную способность факторов, что выразилось в увеличении доли объяснимой дисперсии (до48%) и увеличении весов внутри факторов, при этом факторная структура не изменилась.

Третьим этапом была проведена совместная факторизация 14 шкал семантического дифференциала отражающего репрезентативные системы и дифференциала содержащего список личностных черт соответствующих полюсам факторов 16-ти факторного личностного опросника Р.Б.Кеттелла. В результате проведения процедуры факторизации личностные черты и пары слов, отражающие модальную информацию, объединились в одни факторы со значимыми нагрузками. Таким образом, можно сказать, что получившиеся данные указывают на взаимопроникновение в семантическом слое сознания опыта социального взаимодействия и опыта взаимодействия с предметным миром, этот факт говорит о выстраивании получившихся у нас структур на уровне отношений личности.

Основываясь на полученных результатах можно уточнить определение такого психологического явления, как репрезентативные системы. Репрезентативные системы – сложные образования в структуре «картины мира» (семантическом слое сознания), которые объединяют собой различные модальности на уровне отношений. Предположительно системы формируются на основе опыта взаимодействия предметным миром.

Михалева Н.В.

ПГПУ, г.Пермь