Проблема изучения влияния безработицы на человека
Начало 90-х гг. прошлого столетия было ознаменовано появлением нового социального явления – безработица. Первые массовые сокращения штатов в 1991 г. были восприняты населением как нечто временное. Это связано с тем, что несколько поколений наших граждан воспринимали безработицу как нечто абстрактное, свойственное только западным капиталистическим странам. Но, тем не менее, безработица активно набирала темпы и привела к выделению отдельной категории граждан – безработных. Следует отметить, что особенно остро ситуация обстояла в крупнейшем промышленном районе страны – Свердловской области. Большое количество предприятий в период реформирования находились в кризисном состоянии и были вынуждены увольнять работников.
Рассматривая данную проблему с практической точки зрения, прослеживается парадокс: существующие в службах занятости программы помощи безработным давно себя исчерпали, а новые программы не разрабатываются, в связи с тем, что существует недостаток знаний по данной проблеме и отсутствие единого мнения по его изучению.
Одним из неразрешенных противоречий является методологический выбор между «селекционной» и «причинной» гипотезами исследования детерминант безработицы. Первая из них относит психические особенности, выявляемые у безработных граждан, на счет выборочной стратегии работодателей при увольнении и в меньшей степени, при приеме на работу. Вторая, иначе называемая «каузуальной» – причинно обуславливает их появление воздействием безработицы.
На наш взгляд, наибольшего внимания заслуживает «причинная» гипотеза. Но целесообразным является обращение к анализу опыта субъектной активности человека, анализу его личностной и деятельностной осознанной саморегуляции. Это связано с тем, что человек, столкнувшийся с безработицей, через рефлексивный анализ умений саморегуляции, сформированных в опыте субъектной активности, последующей отработки их в решении задачи поиска работы может произвести коррекцию неоптимальных стратегий, изменить модус активности, в большей степени сориентировать эту активность на поиск работы.
Рассмотрение безработицы с позиций субъектной активности позволяет человеку, столкнувшемуся с ситуацией потери работы не быть «выброшенным» из поля профессиональной деятельности, а в случае если это произошло – адекватно и продуктивно решать задачу реинтеграции в профессиональную жизнь (А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова).
Безработица, ставшая одним из самых масштабных последствий социально-экономических изменений в России, изучается по-разному.
Ряд авторов рассматривает безработицу как критическое событие. При этом наиболее исследованы эмоциональные и патологические последствия кризисов (Е. Линдеман, А. Гудлоу, Дж. Голер), а не способы их преодоления. В зарубежной психологии кризисы, связанные с потерей работы исследуются в рамках теории стресса (К. Леана, Д Фельдман, Л. Пельцман). В отечественных работах кризис связывается с обнаружением и разрешением внутриличностного противоречия.
В российской науке наибольший охват исследования получили в рамках социологии, где пристальное внимание уделяется рассмотрению возрастных, половых особенностей безработных, а также сущности, форм и социальных последствий безработицы (З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян, М.А. Гуревич, Т.Ю. Радиловская, П.М. Ельчанинов, Л.Г. Миляева, О.И. Маркелов, Н.П. Подольная), изучению безработицы в контексте социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов), а также вопросам мотивации, адаптации и типологизации безработных, их отношению к службе занятости (С.А. Карташов, С.Л. Дановский, А.Н. Демин, И.П. Попова).
Теоретический анализ показал существование значительных индивидуальных различий в переживании ситуации потери работы. Наряду с безработными, испытывающими всю гамму негативных чувств (тревогу, отчаяние, агрессию, чувство несправедливости), есть люди, для которых данная ситуация не несет угрозы, а побуждает к активным действиям. Кроме того, существуют разнообразные основания, по которым выделяют различные типологии безработных граждан: уровень активности при решении проблемы трудоустройства, эмоциональные переживания ситуации потери работы, социальная принадлежность и т.д. Подобное разнообразие определяет исследовательский интерес к проблеме, но не позволяет решать конкретные задачи, связанные с определением уровня влияния ситуации потери работы на человека.
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований безработицы позволяет прийти к выводу о том, что они дискретны, а целостное представление о влиянии безработицы на человека, в том числе на его психическое здоровье, не рассматривалось. Именно это обусловило выбор пути нашей дальнейшей работы.
Данная тема разрабатывается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 02-06-00133а).
Пигалова М.А
ПГПУ, гПермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание