logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.

Тема данной работы возникла в связи с реально существующей проблемой особенностей развития внимания заикающихся детей дошкольного возраста. Теоретической базой послужила культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. В ней говорится, что орудием интериоризации психических функций является речь. А если существуют нарушения в овладении речью, значит, возникает проблема в развитии высших психических функций, в частности внимания. Подтверждения этому были найдены в исследованиях Р.Е.Левиной и Н.А.Висящевой, посвященных проблеме диагностики и коррекции внимания.

Благодаря изучению данной проблемы с позиции Теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, мы рассмотрели причины функционирования и развития данного психического процесса. Этот подход позволил нам учесть все особенности развития внимания и его связь с другими индивидуально-психологическими свойствами. Таким образом, нами была выдвинута следующая гипотеза: заикание как расстройство речи влияет на развитие внимания как высшей психологической функции и его связь с уровнями ИИ.

Экспериментальная часть исследования проводилась в детских садах № 403 и № 404 г. Перми в марте - апреле 2003 г. В качестве испытуемых выступали 15 детей 5-6 лет старшей группы д/с № 404 (9 девочек, 6 мальчиков) и 15 детей 5-6 лет старших групп д/с № 403 и № 404 с диагнозом - заикание (6 девочек и 9 мальчиков). Количество детей в экспериментальной группе можно объяснить уникальностью данной выборки.

Для изучения характеристик внимания мы использовали методики «Корректурная проба» (объем, концентрация, переключаемость), модификация метода Пьерона-Рузера (устойчивость), «Домик» (произвольность). Умственную работоспособность детей измеряли с помощью фигурных таблиц, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Свойства НС (сила-слабость, уравновешенность) изучались с помощью метода «Схема наблюдения за жизненными проявлениями у детей », в основу которого положена программа Чудновского Исследование тревожности с помощью методики Р. Тэммла, М.Дорки, В.Амена . Степень выраженности и личностных характеристик мы изучали с помощью модифицированной методики Дембо-Рубинштейн (самооценка, сформированность «образа Я»). Данные методики позволили измерить наиболее характерные для данного возраста характеристики внимания и уровней ИИ.

После проведения исследования были получены следующие выводы:

1) Заикание влияет на психологическую структуру детей, с подобным диагнозом.

2) Применение методов математической обработки выявило статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами.

А) С помощью Т-критерия получили различия по показателям: устойчивость, концентрация, объем внимания, произвольность, тревожность и самооценка.

Б) Для выявления причинно-следственных связей мы использовали корреляционный анализ. В экспериментальной группе показатели внимания обнаруживают прямые связи внутри своего уровня: произвольность коррелирует с переключаемостью, объемом, концентрацией внимания; объем внимания связан с устойчивостью. С психофизиологическим уровнем: произвольность имеет прямую связь с умственной работоспособностью и уравновешенностью НС, концентрация имеет такую же связь с уравновешенностью. На психодинамическом уровне с тревожностью обнаруживают прямую связь устойчивость и произвольность внимания.

А в контрольной группе показатели внимания обнаруживают прямые связи внутри своего уровня: концентрация связана с переключаемостью, устойчивость с произвольностью и одна прямая связь с психофизиологическим уровнем: произвольность связана с умственной работоспособностью. Таким образом, в экспериментальной группе мы получаем возможность опосредованного влияния на развитие внимания через уровни ИИ.

В) Для детального изучения проблемы был проведен кластерный анализ по всем переменным в экспериментальной группе. С помощью Т-критерия были получены значимые различия между двумя выделенными группами по показателям устойчивости, переключаемости внимания, произвольности, тревожности и самооценке.

В итоге, мы выяснили, что экспериментальная и контрольная группы отличаются друг от друга своими психологическими особенностями. Тем самым, мы подтвердили нашу гипотезу о влиянии заикания на психологическую структуру страдающих этим заболеванием детей и доказали, что эти дети действительно нуждаются в оказании им специальной коррекционной помощи.

На сегодняшний день мы определили цель и задачи программы психологической помощи, намечен план ее проведения. Благодаря полученным результатам исследования мы учитываем следующие особенности разработки и реализации программы: нормализация речевых механизмов регулирования поведения детей, введение в занятие упражнений на снятие судорожного состояния мышц артикуляционного аппарата и тела. Использование доступных по сложности и объему работы заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в условиях частого переключения на практическую деятельность. Проведение с заикающимися детьми специальных подготовительных упражнений с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям.

Таким образом, дальнейшая работа предполагает практическое решение поставленной перед нами проблемы.

Черепанова У.Г.

Самарский государственный университет, г.Самара.