Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
Тема данной работы возникла в связи с реально существующей проблемой особенностей развития внимания заикающихся детей дошкольного возраста. Теоретической базой послужила культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. В ней говорится, что орудием интериоризации психических функций является речь. А если существуют нарушения в овладении речью, значит, возникает проблема в развитии высших психических функций, в частности внимания. Подтверждения этому были найдены в исследованиях Р.Е.Левиной и Н.А.Висящевой, посвященных проблеме диагностики и коррекции внимания.
Благодаря изучению данной проблемы с позиции Теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, мы рассмотрели причины функционирования и развития данного психического процесса. Этот подход позволил нам учесть все особенности развития внимания и его связь с другими индивидуально-психологическими свойствами. Таким образом, нами была выдвинута следующая гипотеза: заикание как расстройство речи влияет на развитие внимания как высшей психологической функции и его связь с уровнями ИИ.
Экспериментальная часть исследования проводилась в детских садах № 403 и № 404 г. Перми в марте - апреле 2003 г. В качестве испытуемых выступали 15 детей 5-6 лет старшей группы д/с № 404 (9 девочек, 6 мальчиков) и 15 детей 5-6 лет старших групп д/с № 403 и № 404 с диагнозом - заикание (6 девочек и 9 мальчиков). Количество детей в экспериментальной группе можно объяснить уникальностью данной выборки.
Для изучения характеристик внимания мы использовали методики «Корректурная проба» (объем, концентрация, переключаемость), модификация метода Пьерона-Рузера (устойчивость), «Домик» (произвольность). Умственную работоспособность детей измеряли с помощью фигурных таблиц, разработанных в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Свойства НС (сила-слабость, уравновешенность) изучались с помощью метода «Схема наблюдения за жизненными проявлениями у детей », в основу которого положена программа Чудновского Исследование тревожности с помощью методики Р. Тэммла, М.Дорки, В.Амена . Степень выраженности и личностных характеристик мы изучали с помощью модифицированной методики Дембо-Рубинштейн (самооценка, сформированность «образа Я»). Данные методики позволили измерить наиболее характерные для данного возраста характеристики внимания и уровней ИИ.
После проведения исследования были получены следующие выводы:
1) Заикание влияет на психологическую структуру детей, с подобным диагнозом.
2) Применение методов математической обработки выявило статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами.
А) С помощью Т-критерия получили различия по показателям: устойчивость, концентрация, объем внимания, произвольность, тревожность и самооценка.
Б) Для выявления причинно-следственных связей мы использовали корреляционный анализ. В экспериментальной группе показатели внимания обнаруживают прямые связи внутри своего уровня: произвольность коррелирует с переключаемостью, объемом, концентрацией внимания; объем внимания связан с устойчивостью. С психофизиологическим уровнем: произвольность имеет прямую связь с умственной работоспособностью и уравновешенностью НС, концентрация имеет такую же связь с уравновешенностью. На психодинамическом уровне с тревожностью обнаруживают прямую связь устойчивость и произвольность внимания.
А в контрольной группе показатели внимания обнаруживают прямые связи внутри своего уровня: концентрация связана с переключаемостью, устойчивость с произвольностью и одна прямая связь с психофизиологическим уровнем: произвольность связана с умственной работоспособностью. Таким образом, в экспериментальной группе мы получаем возможность опосредованного влияния на развитие внимания через уровни ИИ.
В) Для детального изучения проблемы был проведен кластерный анализ по всем переменным в экспериментальной группе. С помощью Т-критерия были получены значимые различия между двумя выделенными группами по показателям устойчивости, переключаемости внимания, произвольности, тревожности и самооценке.
В итоге, мы выяснили, что экспериментальная и контрольная группы отличаются друг от друга своими психологическими особенностями. Тем самым, мы подтвердили нашу гипотезу о влиянии заикания на психологическую структуру страдающих этим заболеванием детей и доказали, что эти дети действительно нуждаются в оказании им специальной коррекционной помощи.
На сегодняшний день мы определили цель и задачи программы психологической помощи, намечен план ее проведения. Благодаря полученным результатам исследования мы учитываем следующие особенности разработки и реализации программы: нормализация речевых механизмов регулирования поведения детей, введение в занятие упражнений на снятие судорожного состояния мышц артикуляционного аппарата и тела. Использование доступных по сложности и объему работы заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в условиях частого переключения на практическую деятельность. Проведение с заикающимися детьми специальных подготовительных упражнений с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям.
Таким образом, дальнейшая работа предполагает практическое решение поставленной перед нами проблемы.
Черепанова У.Г.
Самарский государственный университет, г.Самара.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание