Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
Очень важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Самооценка играет важную роль и в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей – важное звено в воспитании подрастающего поколения.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Многие работы посвящены вопросу о становлении самосознания и формирования самооценки (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.И.Чеснокова). Не смотря на это, существует необходимость теоретических построений, относящихся к изучению самооценки у детей с дефектами речи, для того чтобы выявить новые данные об особенностях и взаимосвязях данного явления, уточнить природу этого явления, расширить психологическую теорию и сферу ее применения.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение самооценки детей дошкольного возраста с различными речевыми особенностями.
Объектом исследования стали дети дошкольного возраста общеобразовательной и логопедической группы.
Предметом изучения - различия между самооценками детей с дефектами речи и детей общеобразовательных групп.
Гипотеза исследования: дети с дефектами речи имеют неадекватную завышенную самооценку по сравнению с детьми общеобразовательных групп.
Задачи работы:
1. Изучить особенности самооценки детей дошкольного возраста с дефектами речи и без дефектов;
2. Выявить отличия между самооценками детей с различными речевыми особенностями.
В исследовании принимали участие 40 детей, посещающие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 317»: 20 детей из общеобразовательной группы (14 мальчиков и 6 девочек) и 20 детей из логопедической группы (12 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 6 - 7 лет. Исследование проводилось в отдельном помещении, индивидуально с каждым ребенком в период с конца марта по начало апреля 2003 года. В связи с тем, что целью данной работы было выявление различий между самооценкой детей с дефектами речи и без дефектов, в ходе исследования были использованы методика самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна и «Лесенка» В.Г. Щура.
Проанализировав, полученные данные, мы сделали некоторые интересные выводы.
Сейчас можно говорить о том, что речь играет одну из основных ролей в формировании самооценки ребенка. Плохо развитая речь тормозит развитие самосознания. Дети с дефектами речи отличаются неадекватно завышенной самооценкой, что подтверждает нашу гипотезу исследования. Они менее адекватны в оценивании себя, своих поступков, деятельности, менее чувствительны к своим ошибкам. К тому же, при оценивании себя и других окружающих ориентируются на мнение авторитетного взрослого (мамы, папы). Хотя, дети старшего дошкольного возраста должны учитывать мнение сверстников и их отношение к себе (Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, М.И. Ганошенко).
У детей общеобразовательной группы больше сформирована осознанность и рефлексия. Они могут анализировать свои поступки, действия, в меньшей степени ориентируются на оценку окружающих, на мнение авторитетного взрослого. В большей степени дети ориентируются на оценку сверстников. Для них становиться важно, какими характеристиками обладает тот или иной ребенок, оценивая его, они оценивают себя.
Таким образом, можно говорить о том, что дети с дефектами речи отличаются по показателям самооценки от детей общеобразовательной группы именно уровнем сформированности самосознания и самооценки, а также ориентацией на мнение авторитетного взрослого.
Воронова И.А.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание