logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте

Очень важно формировать у ребенка адекватную самооценку, умение видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия, так как это является основой самоконтроля и самооценки в учебной деятельности. Самооценка играет важную роль и в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношений личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки собственных возможностей – важное звено в воспитании подрастающего поколения.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Многие работы посвящены вопросу о становлении самосознания и формирования самооценки (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.И.Чеснокова). Не смотря на это, существует необходимость теоретических построений, относящихся к изучению самооценки у детей с дефектами речи, для того чтобы выявить новые данные об особенностях и взаимосвязях данного явления, уточнить природу этого явления, расширить психологическую теорию и сферу ее применения.

Таким образом, целью нашего исследования было изучение самооценки детей дошкольного возраста с различными речевыми особенностями.

Объектом исследования стали дети дошкольного возраста общеобразовательной и логопедической группы.

Предметом изучения - различия между самооценками детей с дефектами речи и детей общеобразовательных групп.

Гипотеза исследования: дети с дефектами речи имеют неадекватную завышенную самооценку по сравнению с детьми общеобразовательных групп.

Задачи работы:

1. Изучить особенности самооценки детей дошкольного возраста с дефектами речи и без дефектов;

2. Выявить отличия между самооценками детей с различными речевыми особенностями.

В исследовании принимали участие 40 детей, посещающие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 317»: 20 детей из общеобразовательной группы (14 мальчиков и 6 девочек) и 20 детей из логопедической группы (12 мальчиков и 8 девочек) в возрасте 6 - 7 лет. Исследование проводилось в отдельном помещении, индивидуально с каждым ребенком в период с конца марта по начало апреля 2003 года. В связи с тем, что целью данной работы было выявление различий между самооценкой детей с дефектами речи и без дефектов, в ходе исследования были использованы методика самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна и «Лесенка» В.Г. Щура.

Проанализировав, полученные данные, мы сделали некоторые интересные выводы.

Сейчас можно говорить о том, что речь играет одну из основных ролей в формировании самооценки ребенка. Плохо развитая речь тормозит развитие самосознания. Дети с дефектами речи отличаются неадекватно завышенной самооценкой, что подтверждает нашу гипотезу исследования. Они менее адекватны в оценивании себя, своих поступков, деятельности, менее чувствительны к своим ошибкам. К тому же, при оценивании себя и других окружающих ориентируются на мнение авторитетного взрослого (мамы, папы). Хотя, дети старшего дошкольного возраста должны учитывать мнение сверстников и их отношение к себе (Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, М.И. Ганошенко).

У детей общеобразовательной группы больше сформирована осознанность и рефлексия. Они могут анализировать свои поступки, действия, в меньшей степени ориентируются на оценку окружающих, на мнение авторитетного взрослого. В большей степени дети ориентируются на оценку сверстников. Для них становиться важно, какими характеристиками обладает тот или иной ребенок, оценивая его, они оценивают себя.

Таким образом, можно говорить о том, что дети с дефектами речи отличаются по показателям самооценки от детей общеобразовательной группы именно уровнем сформированности самосознания и самооценки, а также ориентацией на мнение авторитетного взрослого.

Воронова И.А.

ПГПУ, г.Пермь