logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.

Идеалы и ценностные ориентации являются сердцевиной внутреннего мира человека, его преломляющей призмой мировосприятия и мировоззрения, а, следовательно, мироотношения и качества взаимодействия с окружающим миром (М. Ядов, В. Лисовский).

Каждому человеку свойственно индивидуальная иерархия личностных ценностей. По сути ценности выступают в роли регуляторов поведения человека. Формируясь только в социальной среде и благодаря ей, ценности служат социальной адаптации личности.

Цель работы являлось выявление субъективно значимой системы ценностей современной молодёжи в возрасте от 17 до 25 лет.

Обследовано более 50 студентов 17-25 лет.

В процессе исследования решались следующие задачи исследования:

апробация методик с целью диагностики системы ценностей современной молодёжи;

выявление ценностной структуры личности 17-25 лет;

определение основных аксиологических приоритетов в сознании современной молодёжи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; «глубинное интервью», разработанное в лаборатории проектирования будущего, «событийный анализ» - ситуативная каузометрия. Исследование способности прогнозирования событий будущего по А.А. Кронику.

Наше исследование проходило в два этапа: на первом этапе использовалась методика «глубинного интервью»; на втором – «событийного анализа». При работе с первой методикой испытуемым предлагалось описать образ, который у них возникает при мысли о своём прошлом, настоящем и будущем. Данные по этому разделу не приведены в статье, но они позволили с помощью контент-анализа выделить четыре класса образов-ассоциаций личности, которые отражают жизненную направленность человека. Суть второй методики заключалась в том, что в ходе исследования испытуемым предлагалось назвать по 5 наиболее значимых событий из прошлого, настоящего, будущего. А главное, почему и чем это событие значимо для испытуемого. Анализ названных причин позволил выявить систему ценностей у каждой личности и вывести общегрупповую структуру ценностей. Для девушек ведущей ценностью является «обрести жизненную опору», а дальней – «быть независимой». Ведущими ценностями ближайшего будущего у юношей являются «нежелание идти в армию», а дальнего - «нежелание быть старым». Наиболее встречаемыми событиями являлись те, которые относятся к такому классу ценностей как «удовлетворение витальных потребностей». Это свидетельствует о том, что большинство современных девушек и юношей ориентированы на материальные блага. На втором месте по частоте проявления отмечается «независимость». Это подтверждают общеизвестную мысль о том, что каждый человек нуждается в свободе и независимости. Эта ценность в числе ведущих у молодежи 21 века. На следующем, третьем месте, «отсутствие желания быть старым», что вполне объяснимо, потому что в таком юном возрасте каждый хочет в своей жизни как можно больше попробовать и при этом сохранить свои возможности и здоровье. На четвёртом представлена «возможность управлять своей жизнью», что объясняется тем, что каждый желает того, что бы в жизни было всё так как он хочет. Далее мнения существенно отличаются, но наиболее часто отмечаются «нежелание идти в армию», «обрести жизненную опору», «стать опорой для кого-то».

Таким образом, современная студенческая молодёжь сориентирована на материальные блага и независимость, при этом не понимая, что это путь к «ноогенному неврозу» как формулирует его В.Франкл. Это, на наш взгляд, происходит по молодости и в дальнейшем возможен переход к ценностям духовным. Последние чаще свойственны женской половине общества и отмечаются лишь у некоторых личностей, чаще прошедших через жизненные трудности.

Калугин А.Ю.

Прикамский Социальный Институт, г.Пермь.