Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
Идеалы и ценностные ориентации являются сердцевиной внутреннего мира человека, его преломляющей призмой мировосприятия и мировоззрения, а, следовательно, мироотношения и качества взаимодействия с окружающим миром (М. Ядов, В. Лисовский).
Каждому человеку свойственно индивидуальная иерархия личностных ценностей. По сути ценности выступают в роли регуляторов поведения человека. Формируясь только в социальной среде и благодаря ей, ценности служат социальной адаптации личности.
Цель работы являлось выявление субъективно значимой системы ценностей современной молодёжи в возрасте от 17 до 25 лет.
Обследовано более 50 студентов 17-25 лет.
В процессе исследования решались следующие задачи исследования:
апробация методик с целью диагностики системы ценностей современной молодёжи;
выявление ценностной структуры личности 17-25 лет;
определение основных аксиологических приоритетов в сознании современной молодёжи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; «глубинное интервью», разработанное в лаборатории проектирования будущего, «событийный анализ» - ситуативная каузометрия. Исследование способности прогнозирования событий будущего по А.А. Кронику.
Наше исследование проходило в два этапа: на первом этапе использовалась методика «глубинного интервью»; на втором – «событийного анализа». При работе с первой методикой испытуемым предлагалось описать образ, который у них возникает при мысли о своём прошлом, настоящем и будущем. Данные по этому разделу не приведены в статье, но они позволили с помощью контент-анализа выделить четыре класса образов-ассоциаций личности, которые отражают жизненную направленность человека. Суть второй методики заключалась в том, что в ходе исследования испытуемым предлагалось назвать по 5 наиболее значимых событий из прошлого, настоящего, будущего. А главное, почему и чем это событие значимо для испытуемого. Анализ названных причин позволил выявить систему ценностей у каждой личности и вывести общегрупповую структуру ценностей. Для девушек ведущей ценностью является «обрести жизненную опору», а дальней – «быть независимой». Ведущими ценностями ближайшего будущего у юношей являются «нежелание идти в армию», а дальнего - «нежелание быть старым». Наиболее встречаемыми событиями являлись те, которые относятся к такому классу ценностей как «удовлетворение витальных потребностей». Это свидетельствует о том, что большинство современных девушек и юношей ориентированы на материальные блага. На втором месте по частоте проявления отмечается «независимость». Это подтверждают общеизвестную мысль о том, что каждый человек нуждается в свободе и независимости. Эта ценность в числе ведущих у молодежи 21 века. На следующем, третьем месте, «отсутствие желания быть старым», что вполне объяснимо, потому что в таком юном возрасте каждый хочет в своей жизни как можно больше попробовать и при этом сохранить свои возможности и здоровье. На четвёртом представлена «возможность управлять своей жизнью», что объясняется тем, что каждый желает того, что бы в жизни было всё так как он хочет. Далее мнения существенно отличаются, но наиболее часто отмечаются «нежелание идти в армию», «обрести жизненную опору», «стать опорой для кого-то».
Таким образом, современная студенческая молодёжь сориентирована на материальные блага и независимость, при этом не понимая, что это путь к «ноогенному неврозу» как формулирует его В.Франкл. Это, на наш взгляд, происходит по молодости и в дальнейшем возможен переход к ценностям духовным. Последние чаще свойственны женской половине общества и отмечаются лишь у некоторых личностей, чаще прошедших через жизненные трудности.
Калугин А.Ю.
Прикамский Социальный Институт, г.Пермь.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание