logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Медиа-психология: практические заметки.

В настоящее время основным источником приобретения информации выступают средства медиа-коммуникаци. Например, компьютерные программы, интернет, телевидение, видеофильмы. Однако, несмотря на столетнюю историю активного использования данных средств, традиционные образовательные системы для передачи знаний слабо и робко используют медиа-образ.

В качестве символической единицы они применяют слово – оно относительно однозначно, а значит и более доступно для ученика. Но оно меньше позволяет ученику проявлять собственную активность. Поэтому его позиция несколько отстранена и пассивна.

Условия жизни современного человека характеризуются: стремительным потоком изменяющейся информации, неопределенностью, многозначностью – что требует индивидуального, ответственного отношения к происходящему.

Медиа-образование позволяет формировать у учащихся мировоззрение, основанное на гуманистических ценностях и уважительном отношении к уникальному, индивидуально-неповторимому миру другого человека независимо от национальной, религиозной, социальной или какой-либо другой идентичности участников процесса.

На нашем факультете была создана лаборатория медиа-психологии. Там мы знакомим зрителей-участников с документальными и художественными киноматериалами, рассказывающими о культурных традициях других народов, а также затрагивающими пласт неприходящих общечеловеческих ценностей. Через это и реализуется основной потенциал медиа-образования.

В работе мы используем дискуссионный метод, в ходе которого происходит выражение, осознание и принятие собственного отношения к увиденному на киноэкране, а также позиций других участников.

Ключевым понятием медиа-психологии является медиа-образ (теле-образ). Он характеризуется:

неоднозначностью понимания (то есть разные люди понимают его по-разному);

тематической многоплановостью (то есть через один и тот же образ можно передавать различные значения);

многоуровневостью воздействия на зрителя (медиа-образ воздействует и на зрение, и на слух);

эффектом «импульс к действию» (то есть экранный образ побуждает человека к каким-либо действиям).

В целом, медиа-образ – это взаимодействие автора и зрителя в общем информационном поле посредством киноматериала. Здесь кинодраматург воплощает (кодирует) свои личностные смыслы через некоторые символические образы видеоряда. Зритель же декодирует эти образы через некие культурные значения, которые резонируют с его личностными смыслами, его внутренним состоянием. При чем связи здесь могут быть много-многозначными. Автор одну и ту же идею может воплотить в различных символах. И в то же время один и тот же образ может отражать несколько личностных смыслов автора. То же происходит и с декодированием. Один и тот же образ может носить несколько культурных значений, которые будут в разной степени резонировать с некоторыми личностными смыслами зрителя.

Поэтому здесь можно говорить об активной, творческой, преобразующей позиции зрителя, выступающего в некотором смысле соавтором.

Мы выделяем три уровня существования медиа-образа:

знаково-символический (символические образы видеоряда)

а) материальный (собственно кадры, экран, качество пленки)

б) инструментальный (техника съемки, кинематографические приемы)

культурных значений (понятий, смыслов, ценностей, идей, психических состояний, которые выражают знаки видеоряда)

а) сфера культурных значений автора

б) сфера культурных значений зрителя

личностных смыслов (индивидуальные переживания, мысли, чувства, образы, мотивы, опыт)

а) автора

б) зрителя

При чем соответствие личностных смыслов автора и зрителей вряд ли возможно.

Таким образом, сложно себе представить однозначное толкование значений видеоматериала, поэтому в качестве основной задачи лаборатории медиа-психологии выступает развитие способности человека существовать в полисмысловом пространстве, возникающем во время просмотра и группового обсуждения фильма. Это оказывается возможным только при условии формирования у участников навыка активного видения, то есть при «вживании» зрителя в сюжет фильма, открытости новому опыту, принятии собственных, как негативных, так и позитивных чувств, соотнесении полученной информации со значимыми событиями своей жизни и готовности к изменению своего «Я».

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ В РУСЛЕ МЕДИА-ПСИХОЛОГИИ.

1 этап – подготовительный – 3-5 минут. Цель: приветствие участников (если ведущих двое, то представиться и что-то сказать должен каждый), сообщение информации о предстоящих этапах работы, введение правил общения, создание контекста.

2 этап – просмотр видеоматериала.

3 этап – пауза 3-7 минут. На этом этапе ведущий предлагает участникам побыть наедине с самим собой, чтобы ассимилировать («вживить» в себя) полученный после просмотра опыт.

4 этап – круг индивидуальных высказываний – 20-30 минут. Каждого просят представиться по имени и лаконично в свободной форме одним-двумя предложениями высказать свое общее впечатление о фильме. При этом ведущий может задавать наводящие вопросы, помогая участнику как-то оформить свою точку зрения.

5 этап – работа в микрогруппах. Ведущий предлагает участникам разделиться на группы либо в произвольном порядке, либо в соответствии с занимаемыми позициями по отношению к фильму, которые могут быть определены либо на основе материала 4го этапа, либо заранее заданы ведущим. А через 15-20 минут каждая группа представляет свое видение фильма, при этом стараясь учесть мнение каждого из участников группы, даже если они кажутся противоречивыми.

6 этап – сообщения микрогрупп на общий круг – 20-30 минут.

7 этап – собственно дискуссия – 30 минут. Ведущий четко определяет лимит времени, дословно озвучивает прозвучавшие в группе впечатления-высказывания и предлагает начать дискуссию. При этом с целью «раскрутки» обсуждения возможно использование заранее приготовленных вопросов, которые, конечно, не должны расходиться с актуальной тематикой группы. На этом этапе ведущий идет за группой, поддерживая любые мнения, резюмируя, побуждая молчащих и так далее.

8 этап – интеграция – 20-30 минут. Обозначаются темы, идеи, позиции, которые звучали в ходе обсуждения. Ведущий просит участников кратко выразить мнение, к которому они пришли в результате дискуссии. Здесь важно не столько согласие и единство точек зрения в группе, сколько индивидуальный вывод-итог, к которому придет конкретный человек. Данная процедура позволяет интегрировать полученный опыт, что является своеобразным «маркером» личностного роста.

Наша лаборатория медиа-психологии существует уже полгода. За это время опробовано действие этих методов работы не только на студенческой, но и на взрослой (учителя, работники культуры), и на детской аудиториях (7 и 11 классы). В сентябре лаборатория выезжала на конференцию в город Чайковский, где в ходе практической работы выяснилось, что существование в полисмысловом пространстве очень важно для людей. Они используют медиа-образ не только как способ познания других, но и как способ самопознания. При этом оказалось, что культурное значение фильма не имеет каких-то возрастных ограничений.

Казакова М.Б.

ПГТУ, г.Пермь