Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
Данная работа рассматривает проблемы нервно-психического развития недоношенных детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Согласно современному определению, недоношенные - это дети родившихся преждевременно до окончания нормального срока беременности – 40-ка недель. В Ижевском доме ребенка находится большое количество недоношенных детей и составляет 57% от общего количества детей. Эти дети с самого рождения находятся в условиях эмоциональной, сенсорной и социальной депривации - с младенческого возраста реализация базовой потребности непосредственного эмоционального общения с матерью не удовлетворяется. Больше всех в условиях дома ребенка страдают рожденные раньше срока дети, т.к. на их раннее психическое развитие оказывает влияние сочетание целого ряда патогенных факторов: гестационный возраст- (истинный возраст ребенка число полных недель от момента зачатия до рождения), морфофункциональная незрелость ЦНС, малая масса тела при рождении обусловленные самой недоношенностью, церебральные повреждения, это как правило соматически больные дети, многие имеют неврологическую патологию. К психосоциальным факторам относится ранняя психическая депривация, обусловленная сверх ранним разрывом с матерью, длительным пребыванием в медицинском учреждении по поводу осложнений перинатального периода развития, врожденных пороков развития, а также дальнейшее воспитание в условиях государственного учреждения. Проявление психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких нарушений познавательной сферы и странностей поведения до очень грубых поражений высших психических функций (ВПФ) и характера. Становится очевидным, что недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения различного рода отклонений в психическом развитии. Они требуют специально организованного пристального динамического наблюдения с проведением своевременной комплексной реабилитации интенсивных медицинских и психопрофилактических мероприятий с младенчества. Поэтому актуальной проблемой становится воспитание и развитие недоношенных младенцев в условиях домов ребенка, где необходимо разрабатывать и осуществлять комплексные программы абилитации и развития с учетом влияния патогенных факторов. Знание особенностей психического развития - это основа, на которой будут разрабатываться все необходимые коррекционные мероприятия. Именно этот аспект проблемы находится в компетенции изучения специальной психологии, поэтому представляет особый интерес для нашего исследования.
Применив статистические методы обработки экспирементальных данных, мы установили уровень значимости различий в пределах 0,05 между независимыми выборками доношенных и недоношенных детей-сирот, т.е. уровень НПР в этих группах имеет свои особенности. В результате эксперимента сформировались 5 групп развития. При помощи статистичекой средней, анализируя особенности НПР (нервно-психического развития) по каждой группе развития выявилась общая закономерность, что доношенные и недоношенные дети-сироты даже если имеют эпикризный срок (э.с.) отставания (1-5 э.с.) по одной функции, то в пределах этого же отставания у недоношенных детей оно всегда более глубокое. Пример: доношенный - 2,46 э.с.; недоношенный - 2,73 э.с. Эта закономерность не зависит от возраста, а вероятно относится к влиянию недоношенности. Результаты диагностики показали, фактор недоношенности присутствует и оказывает влияние на протяжение всего раннего возраста, особенно отягощает развитие детей на первом году жизни. Показатели нервно-психического развития (НПР) детей первого года жизни, как правило, отстают от таковых доношенных детей и от собственного хронологического возраста примерно на срок недоношенности. Характерными особенностями психического развития НПР категории недоношенных детей являются: неравномерность и асинхрония НПР на первом году жизни. Вероятно благоприятным прогностическим признаком для НПР недоношенных младенцев, имеющих перинатальное поражение ЦНС, является то, что к третьему году жизни наблюдается сокращения отставания в развитии. Степень тяжести перинатальной патологии вероятно не определяет окончательный прогноз психического развития недоношенного ребенка на первом году жизни, хотя можно говорить о том, что в случае тяжелой степени перинатальной патологии большее влияние будет оказано на дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. В настоящем исследовании удалось описать динамику психического развития недоношенных детей в период раннего возраста и выделить характерные особенности недоношенных детей. Отмечается малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации к ситуации общения со взрослым, значительное снижение психической активности, отставание в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы. С первых месяцев жизни сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у недоношенных детей имеют существенные различия от доношенных детей. Развитие недоношенных детей в период новорожденности в большей степени определяет не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики, малая масса при рождении, срок недоношенности. Однако уже к 3 мес. наблюдается нарастание отставания в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения, трудности в овладение речью. Это можно объяснить специфическими условиями жизни в доме ребенка — ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Таким образом, недоношенные дети - сироты требуют особого внимания и психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего раннего возраста.
Исмагилов Д.Р.
РГППУ, г.Екатеринбург
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание