logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе

Гуманизация системы образования и новые подходы к концепции дошкольного воспитания определили интерес к личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Значительную роль в наше время приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителей и воспитателей – главных фигур, осуществляющих учебно-воспитательный процесс. В этой связи личносто– профессиональный тренинг оказывается существенным элементом психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Была разработана программа семинара – практикума с элементами тренинга для воспитателей ДОУ по развитию и оптимизации личностно – ориентированного взаимодействия с детьми. Концептуальной основой тренинга является идея формирования эффективного стиля педагогического общения воспитателей детского сада, поэтому основная цель программы - способствовать переходу от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с ребенком к личностно-ориентированному общению.

Задачи данной программы:

1 Овладение определенными социально-психологическими знаниями;

2 Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, педагогических установок и стереотипов;

3 Изучение и овладение навыками эффективного межличностного взаимодействия с детьми (формирование навыков сотрудничества с ребенком);

4 Улучшение рефлексии взаимоотношений с ребенком.

В программе использованы идеи Т. Гордона, Р. Дрейкуса, Ю. Б. Гиппенрейтер, К. Роджерса, а также опыт работы психологов Санкт-Петербурга, сотрудников Института тренинга: Н. Ю. Хрящевой, И. М. Марковской, Е. В. Сидоренко, Е. И. Лебедевой.

Данная программа была опробированна в ДОУ №269 г. Перми. Участие в тренинге приняли: 1 группа – 11 человек , 2 группа - 7 человек. В данное время программа проводится в ДОУ№94 г. Перми (в группе 11 человек) и в ДОУ №419 г. Перми (в группе 11 человек).

Считается, что результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

- добровольность участия;

- активности на занятиях;

- доверительность в общении;

- принцип обратной связи «здесь и теперь» и т.п.

Но в ходе работы с педколлективом мы столкнулись с рядом объективных трудностей, которые указывают на то, что в реальности многие из принципов неосуществимы.

Заявку на проведение семинара практикума делает методист (заместитель заведующей) и строго следит за посещением занятий.

Рассказ о целях и задачах работы не позволяет повысить низкую мотивацию участников.

При выполнении упражнений на создание рабочей атмосферы, в начале занятия, возникают большие сложности с пониманием инструкции.

В процессе обсуждения, каких либо вопросов участники постоянно перебивают друг друга, исправляют, осуждают. Создание климата психологической безопасности, в связи с этим, не представляется возможным.

Попытки развивать рефлексию, сделать ее более содержательной, встречают стойкое сопротивление участников.

Обращение по имени и на «ты», используемое при ведении групп СПТ, вызывает трудности.

Для решения данных проблем используются следующие методы:

1 От занятия к занятию постепенно углублять рефлексию.

2 Большая часть информации подавать в лекционной форме.

3 При необходимости повторять упражнения предыдущих занятий.

4 Позволять участникам использовать те обращения к членам группы, которые для них более привычны.

Описанные выше проблемы указывают на то, что необходимо разрабатывать более адекватные формы работы с педагогическим коллективом, адаптировать программы СПТ, учитывая специфику отношений в данных коллективах.

Бучельникова Н.В.

ПГПУ, г.Пермь.