logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.

В настоящее время в нашей стране наблюдается повышенный интерес к проблемам одаренности в целом и одаренности интеллектуальной и творческой в частности. Для поддержки одаренных школьников зачастую важно знать не столько особенности развития их когнитивных способностей, а те черты личности, которые присущи таким детям для повседневного общения с ними.

Целью нашего исследования стало экспериментальное изучение особенностей личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.

Экспериментальное исследование проходило на базе пятых классов МОУ средней школы № 28 г. Перми в апреле 2003 года. В исследованиии приняли участие 88 школьников. Были использованы следующие методики:Вербальных тест творческого мышления «Необычное использование» Дж. Гилфорда, краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П.Торренса, тест структуры интеллекта Д.Векслера (детский вариант): субтест 3 (математический) и субтест 5 (словарный). Детский многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла.

В соответствии с полученными данными были выделены три группы школьников:

Интеллектуально одаренные, творчески одаренные и подростки со средними показателями по тестам интеллекта и креативности. К интеллектуально одаренным подросткам мы отнесли ту группу испытуемых, чьи средние значения по субтестам 3 и 5 теста структуры интеллекта Д.Векслера превышали 30 баллов, т.е. высокие показатели (19 человек). Творчески одаренные младшие подростки – это группа испытуемых, чьи средние значения по тестам Дж. Гилфорда и П.Торренса были выше 60 баллов, т.е. высокие показатели (16 человек). А к третьей группе относятся те подростки, которые имеют средние показатели по данным методикам, т.е. от 15 баллов до 30 баллов по субтестам 3 и 5 теста структуры интеллекта Д.Векслера и от 40 баллов до 60 баллов по тестам Дж. Гилфорда и П.Торренса (53 человека).

Для выявления особенностей личности проводилось сравнения этих групп между собой, использовался Т-критерий Стьюдента; в результате были получены следующие данные:

- интеллектуально одаренные младшие подростки и их сверстники со средними показателями по коэффициенту интеллекта имеют значимые различия по следующим факторам: фактор А -аффектотимия-шизотимия ( t-value -5,527, р***), фактор С -сила «Я»-слабость «Я» (t-value -4,487, р***), фактор D -возбудимость-флегматичность (t-value 2,705, р**), фактор O -гипотемия-гипертимия (t-value 2,577, р**) и фактор Q3 -контроль желаний-импульсивность (t-value -2,210, р*).

Очевидно, что интеллектуально одаренные школьники имеют некоторые отличительные черты личности. Этими чертами являются: стремление к уединенности, скрытности; беспокойство и эмоциональная нестабильность; неуверенность в себе и в своих способностях; боязнь и недоверие к окружающим людям.

- творчески одаренные младшие подростки и их сверстники со средними показателями по коэффициенту креативности различаются по следующим факторам: фактор А -аффектотимия-шизотимия (t-value -4,108, р***), фактор С -сила «Я»-слабость «Я» (t-value 2,693, р**), фактор D -возбудимость-флегматичность (t-value -3,804, р***), фактор F -сургенсия-десургенсия (t-value 2,854, р**) и фактор О -гипотимия-гипертимия (t-value -2,839, р**);

Следовательно, творчески одаренных подростков отличают от их сверстников, имеющих средние показатели, следующие черты личности: склонность к уединению, замкнутости, но наряду с ними выступает и противоположная черта – общительность; жизнерадостность; самоуверенность; смелость.

- группа интеллектуально одаренных младших подростков и группа творчески одаренных младших подростков показали различия по следующим факторам: фактор С -сила «Я»-слабость «Я» (t-value 5,544, р***), фактор D -возбудимость-флегматичность (t-value -6,219, р***) и фактор О -гипотимия-гипертимия (t-value -3,943, р***).

Интеллектуально одаренные и творчески одаренные школьники имеют следующие черты личности, которые отличают их друг от друга: творчески одаренные младшие подростки являются более эмоционально устойчивыми и спокойными, имеют адекватную самооценку; в отличие от них интеллектуально одаренные младшие подростки являются более эмоционально нестабильными и возбудимыми, неуверенными в себе.

По результатам исследования можно дать следующие практические рекомендации: интеллектуально одаренным подросткам необходимо уединение и возможность побыть наедине с собой, также в повседневном общении необходимо учитывать их склонностью к заниженной самооценке, возможно, такие дети требуют большей поддержки и внимания к их деятельности, собственным мыслям и проектам. Творчески одаренные младшие подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они показывают большую эмоциональную стабильность и более спокойно относятся к критике и собственным ошибкам, чем их интеллектуально одаренные сверстники.

Быкова М.В., Селиванова А.С., Федосеева М.А. ПГПУ, г.Пермь