Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
В современных условиях понятие «нарциссизм» становится общеизвестным, часто употребляя его, имеют в виду эгоизм, себялюбие, достижение собственных целей в ущерб интересам других людей. При этом сегодня в обществе пропагандируется опора на свою индивидуальность. Порой под маской индивидуалиста скрывается настоящий эгоист или нарцисс. Это повышает интерес психологов к проблеме нарциссизма, которая до сих пор является открытой для исследований.
Впервые понятие «нарциссизм» раскрывается в рамках психоанализа. З.Фрейд разделил его на первичный и вторичный. Первичный нарциссизм предшествует эдиповой стадии, а именно формированию зрелой личности, способной устанавливать реальные отношения с другими людьми, учитывать их интересы, воспринимать других как самостоятельную ценность, а не только как отражение собственного совершенства. Вторичный - рассматривается как результат исчезновения с социальной сцены фигуры чужого «Я» и замены его своим собственным, по отношению к которому и проявляются чувства.
Понимание нарциссизма З. Фрейдом было расширенно концепцией Х.Кохута, который полагал, что нарциссизм формируется в результате нарушений в удовлетворении нормальных потребностей ребенка в идеализации и деидеализации. Согласно З. Фрейду это нормальная стадия детского развития и проблемой может быть только регресс или задержка развития на этой стадии, а Х. Кохут впервые заговорил о злокачественности нарциссизма, который является основой психологических проблем. Вначале для нарциссизма был характерен негативный оттенок аутоэротической любви и пришлось дифференцировать нормальный нарциссизм от патологического. Стали проводить различие между самоуважением и патологической переоценкой своего собственного Я. Детский нарциссизм с развитием не исчезает, а переходит в зрелые формы - творческая деятельность, эмпатия, способность к юмору и мудрость. Зрелый нарциссизм требует удовлетворения в процессе развития основных нарциссических потребностей - потребностей в признании кем-то, в идеализации кого-то сильного и мудрого. Неадекватный опыт удовлетворения которых ведет к нарушениям Я-переживаний и в зависимости от степени повреждения Я ведет к формированию патологических черт личности, что проявляется в потребности постоянно поддерживать ощущение своей грандиозности и совершенства. Такие люди сильно зависят от нарциссической подпитки и хотят, чтобы ими постоянно восхищались. Потеря восхищения грозит самооценке и ведет к регрессу и возврату к ранним формам защиты Я от распада.
Следует выделить отдельно понятие «эгоизма» и «эгоцентризма». Эгоизм в большей мере рассматривается как синоним «нарциссизма», заменяющий его в обыденной жизни. В плане же эгоцентризма и эгоизма следует провести сравнение. Эгоист осознает ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими ради достижения личной выгоды. Эгоцентрик тоже противопоставляет свои интересы интересам другого, но при этом чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован лишь на собственных интересах.
Все это имеет отношение к тому, что в обыденном языке называют «зацикленностью» человека на самом себе, из-за этого отношения с другими людьми не складываются. Но нам бы хотелось бы задать вопрос: всегда ли фиксация на самом себе, усиленное внимание к собственной персоне показатель неблагополучия личности? Прежде чем попытаться раскрыть эту проблему, следует разобраться, в том, может ли само понятие «нарциссический», означать нечто другое, отличное от привычного смыслового толкования: самовлюбленности, самолюбования и эгоизма.
Можно воспринимать Нарцисса, как самовлюбленного, а можно - как самопознающего. Более распространенным толкованием является первое, оно более простое, нет скрытых смыслов, поэтому, наверное, оно и зафиксировалось в нашем сознании, однако миф содержит немало аргументов и в пользу второго, как Нарцисса, вглядывающегося в глубину самого себя, открывшего истину своей истинной природы, а разница же между нарциссическим любованием и созерцательным вглядыванием существенна. В зависимости от того, на какое из толкований опираться, словосочетание «нарциссический человек» может стать обвинением или похвалой. Но следует задать вопрос: почему все-таки в нашем сознании более распространен образ Нарцисса самовлюбленного? Подобное тянется к подобному, может и здесь так. Тогда можно отметить, что нарциссизм самолюбования - одно из качеств наших дней. Но наши исследования направлены не просто на сферу нарциссизма в первом понимании, а на возможное существование второго понимания, т.е. личности самопознающей, сосредоточенной на своей позиции или своем индивидуальном Я в целях познания, а не любования. Предполагается выявить качественно новых характеристик в структуре самосознания при нарциссизме в обоих толкованиях в раннем юношеском возрасте, когда хочется найти ответ на вопрос: кто я?
Можно сказать, что нарциссизм является типичными для нашего времени, т. к. образ Нарцисса мы воспринимаем как самовлюбленного и эгоистичного, а не как самопознающего; и т.к. современная жизнь несет в себе страсть успеха, которым жалко делится с другими, а значит, его надо достигать, опираясь лишь на себя. Все это вызывает исследовательский интерес, но порой этот интерес может быть нацелен на исключение из правил, а именно на самопознание, а не на самолюбование.
Представления о проблеме нарциссизма личности, его сущности и развитии, имеют далеко идущие последствия для теории и практики психологической науки, а именно поиски в этом феномене новых граней для дискуссий и эмпирических исследований, причем факты могут получать не только психопатология, но и «нормальная» психология.
Чернорай А.В.,
ЧГУ, г.Челябинск.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание