Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
Большой город состоит из улиц, кварталов, построек, находящихся в реальном географическом пространстве. Но существует также и психологическая репрезентация городского пространства, которую каждый его обитатель носит в своей голове.
Цель нашего исследования - изучение ментальных карт города Перми.
Мы хотели проследить, как город отображается в сознании его жителей, как для них взаимосвязаны отдельные объекты городского ландшафта в пространстве. Для этого мы предлагали испытуемым изобразить карту города Перми на листе бумаги так, как они ее представляют. Выборка составила 45 человек в возрасте 17-21год, средний возраст испытуемых 19 лет.
В процессе анализа результатов исследования оказалось возможным разделить все карты на два вида: сегментарные и топографические.
Топографические карты – это карты, на которых испытуемые (почти 37%) выделили административные районы, обозначив тем самым границы внутри города, не нарушая реальное расположение этих районов. В некоторых случаях люди даже отобразили свое отношение к ним, что проявилось в различных надписях и рисунках. Примечательно и выделение названия района. Как правило, на таких картах эти названия приводились в кругу или прямоугольной рамке, а иногда и вообще без ограничений, как на реальных топографических картах.
Около 30% испытуемых изобразили центр города – от Перми 2 до Цирка и от набережной до УВД Пермской области, больше известной как «Башня Смерти». Различны карты и по содержанию: на одних зафиксированы улицы с односторонним движением, магазины и павильоны с названиями, в целом то, что представляет для опрашиваемых особую ценность. На этом фоне ярко проступают и значимые символы города: Оперный театр, Цирк, ЦУМ, Драматический театр. Это, на наш взгляд, говорит об элементе общности в восприятии городского пространства. Возможно, это связано с тем, что люди проводят здесь большую часть своего времени или живут в этом месте.
В то же время, 15% испытуемых подошли к выполнению задания с творческой стороны. На своих картах они изобразили город в виде отдельных объектов, не связанных между собой, что свидетельствует, с одной стороны, об их сегментарном восприятии города, а с другой – о несоотнесении этих объектов в их сознании. Такие карты мы отнесли к так называемым сегментарным картам, на которых изображены объекты, имеющие индивидуальное значение. На наш взгляд, это связано с их жизненным опытом.
Наряду с вышеперечисленными причинами, на восприятие города может влиять и такой фактор, как маршруты городского транспорта, используемые человеком наиболее часто. Это четко проявляется в расположении объектов на рисунке в соответствии с их нахождением по пути следования какого-либо вида транспорта.
Не последним фактом в ментальной репрезентации города для отдельного человека является место его проживания. Особенно это заметно в картах, нарисованных школьниками – учениками 11х классов, и проявляется в узости списка отображенных объектов. На наш взгляд, это прежде всего связано с их образом жизни, не выходящим в повседневности из рамок отношений «дом – школа»
Наше исследование носит пилотажный характер, существуют планы по увеличению выборки и в соответствии с этим получение более глубокого анализа.
Григорьева С.В.
ПГПУ, г.Пермь,
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание