Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
В этой работе делается попытка применить концепцию метаиндивидуального мира и полисистемный подход к трудовой деятельности. Эта теоретическая работа не претендует на эмпирическую достоверность. Основная цель данной работы: обозначить новую область возможного применения концепции метаиндивидуального мира и полимодального Я.
Метаиндивидуальный мир складывается из двух относительно самостоятельных систем, вступающих во взаимодействие друг с другом посредством актов инобытия (процесс когда индивидуальность оставляет свои отпечатки в мире или мир в индивидуальности).
Индивидальность человека порождает систему, в которую входят собственно индивидуальность и объекты ее мира (внешние формы индивидуальности). В этой системе индивидуальность управляет (и регулирует) объектами мира – процесс воплощения.
Мир порождает другого рода систему. В нее входят объекты мира и индивидуальность. В этой системе мир управляет (и регулирует) индивидуальностью – процесс превращения. Причем точкой отсчета в исследованиях может быть как мир, так и индивидуальность, а также мир и индивидуальность одновременно (принцип релятивности).
Метаиндивидуальный мир есть полисистема функционирование которой осуществляется на основе принципа двойственности качественной определенности. Это означает, что индивидуальность и мир являются и системами и подсистемами друг друга .Иначе говоря процессы воплощения и превращения динамично взаимосвязаны (ЛЗ№1).
Логическая запись №1: с – система, пс – подсистема, Ц – цель. f(И,М)=Иc+Мпс≠Ц, f(И,М)=(Ис+Мпс)+(Ипс+Мс)+(Ис+Мс)=Ц.
Применительно к труду это означает, что субъект и объект труда взаимодействуют друг с другом, причем это взаимодействие осуществляется в двух основных формах инобытия: субъект воплощает себя в объекте или субъект отчуждается от себя и превращается в объект. Причем продукт труда это инобытие субъекта в объекте и объекта в субъекте (человек как продукт труда и мир как продукт труда). Нарушение принципа двойственности качественной определенности и принципа релятивности в трудовой деятельности может выражаться в игнорировании субъектом логики существования объекта (что хочу, то и делаю), или в полной потере субъектом себя «превращении в объект» (я лишь орудие) или в изоляции субъекта и объекта. Все это ведет к проблемам или к невозможности трудовой деятельности: снижается вероятность достижения социально фиксированной цели (признак труда).
В концепции метаиндивидуального мира события (включая развёртывание разнообразных форм активности) могут обусловливаться двумя источниками (внутренним — внешним) и двумя типами (каузальным — телеологическим) детерминации. Эти источники и типы детерминации характеризуют разнокачественные и разнопорядковые системы «индивидуальность объекты мира» и «мир индивидуальность». В соответствии с типами и источниками детерминации можно выделить четыре формы активности: (а) ментальное поведение (обусловлено внутренними причинами); (б) самодеятельность (обусловлена внутренними целями); (в) экологическое поведение, или экоповедение (обусловлено внешними причинами); (г) экологическая деятельность, или экодеятельность (обусловлена внешними целями) (Л.Я.Дорфман) Можно предположить, что принцип полифоничности активности позволит изучать труд как взаимодействие разных форм активности, которые связаны с различными психологическими особенностями индивидуальности.
Одним из условий и в то же время эффектов инобытия является творческая самореализация индивидуальности в объектах мира. В соответствии с процессами воплощения и превращения, творческая самореализация может протекать как (а) трансактуализация и (б) актуализация.(Л.Я.Дорфман)
Индивидуальность трансактуализируется в объектах мира благодаря её системообразующим качествам.
Актуализация состоит в том, что индивидуальность (как подсистема взаимодействующих с ней объектов-систем) открывает новые значения объекта, обращаясь к его же скрытым возможностям.
Процессы трансактуализации – актуализации позволяют развести понятия возможностей индивидуальности и возможностей объектов его мира. Принято говорить о реализации возможностей человека в труде, однако человек трудится в «мире», где у объектов тоже есть свой потенциал и возможности. Концепция метаиндивидуального мира, не стирая своеобразия субъекта и объекта труда, позволяет рассмотреть вопрос о реализации возможностей объекта, его потенциала. Интересное поле для исследований - это проблема сопротивления объектов мира индивидуальности или субъекту труда.
Используя обозначенные принципы метаиндивидуального подхода можно дать следующее самое общее определение труда:
Индивидуальная или групповая организованная полифоничная активность, реализуемая в сознательных и целенаправленных актах инобытия, позволяющая преодолевать разрыв между онтологическими сущностями индивидуальности и мира за счет образования системы, покрывающей эти сущности и трансформирующей их в соответствии с логикой системообразующего центра(индивидуальность или объекты мира).
Использование концепции метаиндивидуального мира при изучении психики человека в труде можно начать с исследования полимодального Я (так как это эмпирически верифицированная часть концепции метаиндивидуального мира) Например, с изучения взаимосвязей полимодального Я с различными свойствами личности у представителей разных профессий, или взаимосвязей особенностей полимодального Я с успешностью в различных видах трудовой деятельности и пр.
Мы обозначили некоторые возможности применения концепции метаиндивидуального мира к предмету психологии труда. Наиболее интересным для нас представляется изучение взаимоотношений субъект – субъект и субъект – объект всвязи с полисистемным способом существования метаиндивидуального мира.
Кабанов В.С.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание