logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.

В этой работе делается попытка применить концепцию метаиндивидуального мира и полисистемный подход к трудовой деятельности. Эта теоретическая работа не претендует на эмпирическую достоверность. Основная цель данной работы: обозначить новую область возможного применения концепции метаиндивидуального мира и полимодального Я.

Метаиндивидуальный мир складывается из двух относительно самостоятельных систем, вступающих во взаимодействие друг с другом посредством актов инобытия (процесс когда индивидуальность оставляет свои отпечатки в мире или мир в индивидуальности).

Индивидальность человека порождает систему, в которую входят собственно индивидуальность и объекты ее мира (внешние формы индивидуальности). В этой системе индивидуальность управляет (и регулирует) объектами мира – процесс воплощения.

Мир порождает другого рода систему. В нее входят объекты мира и индивидуальность. В этой системе мир управляет (и регулирует) индивидуальностью – процесс превращения. Причем точкой отсчета в исследованиях может быть как мир, так и индивидуальность, а также мир и индивидуальность одновременно (принцип релятивности).

Метаиндивидуальный мир есть полисистема функционирование которой осуществляется на основе принципа двойственности качественной определенности. Это означает, что индивидуальность и мир являются и системами и подсистемами друг друга .Иначе говоря процессы воплощения и превращения динамично взаимосвязаны (ЛЗ№1).

Логическая запись №1: с – система, пс – подсистема, Ц – цель. f(И,М)=Иc+Мпс≠Ц, f(И,М)=(Ис+Мпс)+(Ипс+Мс)+(Ис+Мс)=Ц.

Применительно к труду это означает, что субъект и объект труда взаимодействуют друг с другом, причем это взаимодействие осуществляется в двух основных формах инобытия: субъект воплощает себя в объекте или субъект отчуждается от себя и превращается в объект. Причем продукт труда это инобытие субъекта в объекте и объекта в субъекте (человек как продукт труда и мир как продукт труда). Нарушение принципа двойственности качественной определенности и принципа релятивности в трудовой деятельности может выражаться в игнорировании субъектом логики существования объекта (что хочу, то и делаю), или в полной потере субъектом себя «превращении в объект» (я лишь орудие) или в изоляции субъекта и объекта. Все это ведет к проблемам или к невозможности трудовой деятельности: снижается вероятность достижения социально фиксированной цели (признак труда).

В концепции метаиндивидуального мира события (включая развёртывание разнообразных форм активности) могут обусловливаться двумя источниками (внутренним — внешним) и двумя типами (каузальным — телеологическим) детерминации. Эти источники и типы детерминации характеризуют разнокачественные и разнопорядковые системы «индивидуальность  объекты мира» и «мир  индивидуальность». В соответствии с типами и источниками детерминации можно выделить четыре формы активности: (а) ментальное поведение (обусловлено внутренними причинами); (б) самодеятельность (обусловлена внутренними целями); (в) экологическое поведение, или экоповедение (обусловлено внешними причинами); (г) экологическая деятельность, или экодеятельность (обусловлена внешними целями) (Л.Я.Дорфман) Можно предположить, что принцип полифоничности активности позволит изучать труд как взаимодействие разных форм активности, которые связаны с различными психологическими особенностями индивидуальности.

Одним из условий и в то же время эффектов инобытия является творческая самореализация индивидуальности в объектах мира. В соответствии с процессами воплощения и превращения, творческая самореализация может протекать как (а) трансактуализация и (б) актуализация.(Л.Я.Дорфман)

Индивидуальность трансактуализируется в объектах мира благодаря её системообразующим качествам.

Актуализация состоит в том, что индивидуальность (как подсистема взаимодействующих с ней объектов-систем) открывает новые значения объекта, обращаясь к его же скрытым возможностям.

Процессы трансактуализации – актуализации позволяют развести понятия возможностей индивидуальности и возможностей объектов его мира. Принято говорить о реализации возможностей человека в труде, однако человек трудится в «мире», где у объектов тоже есть свой потенциал и возможности. Концепция метаиндивидуального мира, не стирая своеобразия субъекта и объекта труда, позволяет рассмотреть вопрос о реализации возможностей объекта, его потенциала. Интересное поле для исследований - это проблема сопротивления объектов мира индивидуальности или субъекту труда.

Используя обозначенные принципы метаиндивидуального подхода можно дать следующее самое общее определение труда:

Индивидуальная или групповая организованная полифоничная активность, реализуемая в сознательных и целенаправленных актах инобытия, позволяющая преодолевать разрыв между онтологическими сущностями индивидуальности и мира за счет образования системы, покрывающей эти сущности и трансформирующей их в соответствии с логикой системообразующего центра(индивидуальность или объекты мира).

Использование концепции метаиндивидуального мира при изучении психики человека в труде можно начать с исследования полимодального Я (так как это эмпирически верифицированная часть концепции метаиндивидуального мира) Например, с изучения взаимосвязей полимодального Я с различными свойствами личности у представителей разных профессий, или взаимосвязей особенностей полимодального Я с успешностью в различных видах трудовой деятельности и пр.

Мы обозначили некоторые возможности применения концепции метаиндивидуального мира к предмету психологии труда. Наиболее интересным для нас представляется изучение взаимоотношений субъект – субъект и субъект – объект всвязи с полисистемным способом существования метаиндивидуального мира.

Кабанов В.С.

ПГПУ, г.Пермь