Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
Девиантные подростки в силу определённых причин воспринимают окружающий мир иначе, чем недевиантные. Их сознание строит определённый образ ситуации и в соответствии с ним они реагируют на происходящее вокруг себя. Выявление специфики каузальной атрибуции у девиантных подростков позволяет понять, каким образом они объясняют причины поведения других людей и различных социальных явлений. При этом подростки с отклоняющимся поведением приписывают окружающим определенные свойства, качества, характеристики.
Данное исследование мы проводили с учётом уровня субъективного контроля. То есть нашей целью было выявить взаимосвязь уровня субъективного контроля и особенностей каузальной атрибуции.
Среднестатистические показатели УСК у девиантных подростков – экстернальные. По результатам проведения опросника уровня субъективного контроля у обычных подростков, мы получили следующие результаты: 50% подростков из общего количества - интерналы; 36,67% - экстерналы и 13,3% со смешанным типом локуса контроля – амбиваленты. Среднестатистические показатели УСК в группе – интернальные.
Для проведения сравнительного анализа мы выделили две различные по уровню субъективного контроля группы: 1) девиантные подростки с экстернальным локусом контроля; 2) нормальные подростки с интернальным локусом контроля. Их рассказы были проанализированы по категориям теста «Рука» и соотнесены между группами. Для более полного изучения, сравнение провели отдельно по каждой области деятельности («Дом», «Улица», «Школа», «Гос. учреждения») с учётом гендерного аспекта.
Сравнительный анализ результатов исследования каузальной атрибуции выборки девиантных и недевиантных подростков (с учетом экстернального и интернального локуса контроля) показал:
У девиантных подростков преобладает экстернальный тип внутреннего контроля. То есть испытуемые относят себя к пассивному объекту действий других людей и внешних обстоятельств. Они не берут ответственность за своё поведение.
Исследования, посвященные “локусу контроля”, убедительно показывают важность для прогрессивного развития личности переживания человеком себя активным субъектом, способным эффективно контролировать окружающие ситуации, то есть являющимся обладателем внутреннего локуса контроля. Это может говорить о наличии внутриличностного конфликта у девиантных подростков.
Поведение девиантов-экстерналов отличается большей агрессивностью, которая носит демонстративный, показной характер. Забегая вперёд, отметим, что в некоторых ситуациях их агрессия выступает в качестве защитного механизма, в остальных её природа может быть объяснена как способ привлечения внимания к себе, что может объясняться неадекватной атрибуцией. В нашем случае подростки-девианты (воспитанники интерната №2) явно недополучают поддержку и одобрение со стороны, в которых нуждаются, на что и агрессивно реагируют в действии, проявляя свою активность или пассивность.
Интерналы имеют высокий показатель по шкале «зависимость», которая отражает зависимость субъекта от благожелательного отношения других лиц при совершении им какого-либо действия. (Категория «зависимости» имеет корреляционную связь с общей интернальностью (0,382; ρ≤0,05)). Интерналы склонны учитывать нормативные рамки, которые задаёт общество. Экстерналы-девианты не учитывают в своей деятельности правовых норм, в этом проявляется их мнимая «независимость».
Поведение девочек-экстерналов агрессивнее в ситуациях «Дом», для них эти ситуации являются более психотравмирующими. А мальчики-экстерналы агрессивнее в ситуациях «Улица» и «Гос. учреждения».
По категории «описание» показатель интерналов почти в два раза превышает показатель экстерналов. «Нормальные» подростки-интерналы склонны описывать, охарактеризовывать, оценивать ситуацию. Девианты же предпочитают действовать или бездействовать (выше показатели по категориям «активности» и «пассивности»).
Ушакова А.С.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание