Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры перед людьми встает проблема одиночества, неразделенности. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия. В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени.
Проникновение в природу эмпатии дает возможность ближе подойти к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении.
Проблема эмпатии находится в центре внимания отечественной и зарубежной психологии с начала 50-х годов XX века. Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами самых разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. Причем, за понятием «эмпатия» может скрываться разное содержание, иногда даже противоположное по смыслу. К настоящему времени эти проблемы разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии.
В зарубежной психологии одним из первых дал определение эмпатии как «способности принять роль другого человека» Дж. Мид в 1934 г. Сегодня наиболее популярно понимание эмпатии, предложенное Даймонд: «Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу». Бронфенбреннер же определяет эмпатию как социальный инсайт, понимание отличия людей друг от друга.
Новый импульс к развитию представлений об эмпатии был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Он настаивает на том, что эмпатия – одно из базовых условий личностного роста, это не состояние, а процесс, особые взаимоотношения. На таком понимании базируется клиент-центрированный подход в психотерапии, впоследствии pacпрoстраненный на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель.
В отечественной психологии проблема эмпатии поднимается в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой, определяющей эмпатию как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого (виды: сопереживание и сочувствие). Н.И. Сарджвеладзе считает, что эмпатия - это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, включенное как особая форма в социальное взаимодействие между людьми.
Широко рассматриваются также вопросы выделения видов эмпатии и псевдоэмпатии, ее гендерных характеристик (А.Б. Орлов, Ю.В. Гиппенрейтер, Т.Д. Корягина и др.). Однако вопрос о взаимосвязи эмпатии с личностью и о влиянии степени выраженности эмпатии на ее структуру изучен недостаточно.
Таким образом, выбор темы для нашего исследования обуславливается с одной стороны потребностями развития личности и функционирования общества, с другой – тем, что при многообразии теорий недостаточно конкретных эмпирических данных о роли и месте эмпатии в структуре индивидуальности.
Мы исходили из понимания эмпатии В.В.Бойко как системного качества, включающего рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы, эмпатические установки, проникающую способность и идентификацию в эмпатии.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей личности старшеклассников с высоким и низким уровнем эмпатии. В качестве испытуемых выступили 62 учащихся 10-х классов в возрасте 15-16 лет. Использовались следующие методики: «Диагностика уровня эмпатических способностей» Бойко; личностный опросник Р. Кеттела (16 PF); тест Д.Голланда по определению типа личности; ориентировочная анкета В. Смекала и М. Кучера. Обработка экспериментальных данных осуществлялась методами математической статистики:; t – критерий Стьюдента; кластерный, корреляционный и факторный анализ.
Были получены следующие результаты экспериментального исследования:
В группах школьников с высокими и низкими показателями эмпатии обнаружены как одинаковые, так и специфические связи со свойствами личности. В обеих группах выделены связи проникающей способности с фактором MD (адекватность самооценки); эмоционального канала эмпатии с фактором Q4 (напряженность). Поскольку данные связи выявлены в обеих экспериментальных группах, можно утверждать, что они будут характерны для всех школьников независимо от уровня выраженности их эмпатии.
Специфическими для высокоэмпатийных школьников оказались связи эмоционального и рационального каналов эмпатии с фактором М (мечтательность), интуитивного канала и проникающей способностью в эмпатии с низко выраженной направленностью на себя и т.д. В группе же низкоэмпатийных школьников рациональный канал эмпатии отрицательно связан с фактором MD (адекватность самооценки); эмоциональный канал эмпатии связан с фактором «–» С (эмоциональная неустойчивость) и «– »Q1 (консерватизм), рационального канала эмпатии с высоко выраженной направленностью на себя и т.д.
Структура личности старшеклассников специфична в зависимости от уровня выраженности эмпатии. Так у высокоэмпатийных структура личности включает в себя социальную чувствительность, интерес к партнерам по общению и задушевность. Тогда как структура низкоэмпатийных состоит из сдержанности, оригинальности и подозрительности, рациональности поведения.
Обнаружено влияние уровня эмпатии на степень выраженности показателей свойств личности. Для школьников с высокой эмпатией характерны: более адекватная самооценка, социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми, склонность к риску, умение держаться свободно, расторможенность, тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Старшеклассники с низким уровнем эмпатии отличаются склонностью завышать свои возможности и переоценивать себя, большей сдержанностью, безмятежностью, хладнокровием, спокойствием, уверенностью в себе.
Чазова А.Н.
ПГПУ, г. Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание