Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
В настоящее время в современной науке отмечается кризис узкой предметности, т.е. концентрация определённой науки исключительно на своём предмете, в то время как позиция междисциплинарного подхода является наиболее перспективной и эффективной. В свою очередь, он способствует снятию «иллюзии уникальности» определённой проблемы и децентрации при её решении, т.е. выходу за общепринятое, стандартное (а возможно, потому и тупиковое) её понимание.
В современной молодёжной науке мы можем наблюдать ситуацию функциональная неграмотность молодых учёных: достижение целей неэффективными, неэкономными методами, постановка неактуальных или уже проработанных задач и проблем, недостаточная методологичность современных исследований, отсутствие анализа самого процесса исследовательской деятельности, низкий интерес студентов к собственно научной деятельности.
На наш взгляд, введение междисциплинарного спецкурса «Психология и технология научного творчества студентов» позволит приблизиться к разрешению общенаучного методологического кризиса в науке и повысит функциональную грамотность выпускников ВУЗов.
Целью нашей работы является развитие и закрепление навыков, необходимых для проведения исследовательской работы, в том числе познавательной самостоятельности студента, технологизацию научно – исследовательской работы студентов (НИРС).
Проект спецкурса разработан выпускниками Самарского государственного университета психологического (О.А. Ушмудина), филологического (П.Н. Власов), физического (А.С. Гурьянов) и юридического (Я.Ю. Смирнов) факультетов и включает в себя следующие основные направления:
психологию научного творчества;
теорию научного познания;
юридические аспекты исследовательской деятельности (проблема авторского и патентного права);
философию науки;
этику научного исследования,
методологию науки,
историю науки,
социологию науки.
При проведении занятий используются активные и сквозные методы, формы и средства обучения, позволяющие организовывать усвоение теоретического материала через решение, проработку конкретных задач на практике (моделирование реальной деятельности в ходе мастерских, деловых игр, психологических тренингов, семинаров).
Ожидаемым результатом после прохождения спецкурса является развитие у молодого учёного важнейших навыков исследования:
критическое мышление,
творческое мышление,
навыки проведения научного исследования:
1). умение извлекать информацию из различных источников,
2). поиск актуальных проблем,
3). умение ставить проблему самостоятельно,
4). способность продуцировать нетривиальные идеи,
5). навыки библиографического оформления,
6). навыки научной дискуссии,
4. личностно-психологические особенности:
децентрация,
аналитико-синтетические способности,
доверие к своим возможностям,
навыки самоорганизации,
управление совместной деятельностью.
Список может быть расширен, однако определяющим среди этих качеств является способность выходить за пределы существующих стереотипов.
Устойчивость проекта определяется несколькими факторами:
До реализации спецкурса проводится первичная диагностика (методика диагностики творческого потенциала) личностно-психологических качеств, на развитие которых направлен спецкурс, после прохождения спецкурса проводится повторная диагностика; качественный и количественный анализ результатов дает информацию об эффективности спецкурса,
рассчитывается показатель эффективности концепции: (коэффициенты актуализации научной темы, актуализации концепта, интенсивности связей концепции, глубины проработки концепции, широты мышления исследователя, гибкости концепции, последовательной развернутости концепции).
используются принципы оптимизации научного процесса (принцип научности в управлении исследованиями, принцип комплексности, принцип самоорганизации, принцип свободы мышления, принцип сомнения, принцип целенаправленности, принцип единства противоположностей, принцип отрицания).
критерии творческой и нетворческой научной деятельности (форма исходного знания; форма деятельности; структура, способ реализации действий; предсказуемость промежуточных и конечных результатов деятельности; качество результата; значение деятельности (ценность); психофизиологические состояния индивида во время деятельности; условие для реализации деятельности; форма поиска алгоритма решения).
Хрусталева Е.А.
ПГПУ, г.Пермь.
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание