logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»

В настоящее время в современной науке отмечается кризис узкой предметности, т.е. концентрация определённой науки исключительно на своём предмете, в то время как позиция междисциплинарного подхода является наиболее перспективной и эффективной. В свою очередь, он способствует снятию «иллюзии уникальности» определённой проблемы и децентрации при её решении, т.е. выходу за общепринятое, стандартное (а возможно, потому и тупиковое) её понимание.

В современной молодёжной науке мы можем наблюдать ситуацию функциональная неграмотность молодых учёных: достижение целей неэффективными, неэкономными методами, постановка неактуальных или уже проработанных задач и проблем, недостаточная методологичность современных исследований, отсутствие анализа самого процесса исследовательской деятельности, низкий интерес студентов к собственно научной деятельности.

На наш взгляд, введение междисциплинарного спецкурса «Психология и технология научного творчества студентов» позволит приблизиться к разрешению общенаучного методологического кризиса в науке и повысит функциональную грамотность выпускников ВУЗов.

Целью нашей работы является развитие и закрепление навыков, необходимых для проведения исследовательской работы, в том числе познавательной самостоятельности студента, технологизацию научно – исследовательской работы студентов (НИРС).

Проект спецкурса разработан выпускниками Самарского государственного университета психологического (О.А. Ушмудина), филологического (П.Н. Власов), физического (А.С. Гурьянов) и юридического (Я.Ю. Смирнов) факультетов и включает в себя следующие основные направления:

психологию научного творчества;

теорию научного познания;

юридические аспекты исследовательской деятельности (проблема авторского и патентного права);

философию науки;

этику научного исследования,

методологию науки,

историю науки,

социологию науки.

При проведении занятий используются активные и сквозные методы, формы и средства обучения, позволяющие организовывать усвоение теоретического материала через решение, проработку конкретных задач на практике (моделирование реальной деятельности в ходе мастерских, деловых игр, психологических тренингов, семинаров).

Ожидаемым результатом после прохождения спецкурса является развитие у молодого учёного важнейших навыков исследования:

критическое мышление,

творческое мышление,

навыки проведения научного исследования:

1). умение извлекать информацию из различных источников,

2). поиск актуальных проблем,

3). умение ставить проблему самостоятельно,

4). способность продуцировать нетривиальные идеи,

5). навыки библиографического оформления,

6). навыки научной дискуссии,

4. личностно-психологические особенности:

децентрация,

аналитико-синтетические способности,

доверие к своим возможностям,

навыки самоорганизации,

управление совместной деятельностью.

Список может быть расширен, однако определяющим среди этих качеств является способность выходить за пределы существующих стереотипов.

Устойчивость проекта определяется несколькими факторами:

До реализации спецкурса проводится первичная диагностика (методика диагностики творческого потенциала) личностно-психологических качеств, на развитие которых направлен спецкурс, после прохождения спецкурса проводится повторная диагностика; качественный и количественный анализ результатов дает информацию об эффективности спецкурса,

рассчитывается показатель эффективности концепции: (коэффициенты актуализации научной темы, актуализации концепта, интенсивности связей концепции, глубины проработки концепции, широты мышления исследователя, гибкости концепции, последовательной развернутости концепции).

используются принципы оптимизации научного процесса (принцип научности в управлении исследованиями, принцип комплексности, принцип самоорганизации, принцип свободы мышления, принцип сомнения, принцип целенаправленности, принцип единства противоположностей, принцип отрицания).

критерии творческой и нетворческой научной деятельности (форма исходного знания; форма деятельности; структура, способ реализации действий; предсказуемость промежуточных и конечных результатов деятельности; качество результата; значение деятельности (ценность); психофизиологические состояния индивида во время деятельности; условие для реализации деятельности; форма поиска алгоритма решения).

Хрусталева Е.А.

ПГПУ, г.Пермь.