Эмоциональные особенности онкологических больных
Любая болезнь – это не чисто физическая проблема. Это проблема всей личности человека: его тела, разума и эмоций. Эмоциональное состояние и интеллект играют существенную роль как в восприимчивости к болезни, так и в избавлении от них. Поэтому, изучая этот вопрос, мы сможем, определяя причины, находить возможные пути выздоровления и тем самым помочь нашим больным.
При теоретическом изучении проблемы были рассмотрены следующие аспекты: различные психосоматические подходы, медицинский и психологический аспекты раковых заболеваний.
В экспериментальном исследовании была поставлена цель: изучить эмоциональные особенности онкологических больных.
Объектом исследования являются больные с I – II стадией заболевания гинекологического отделения и отделения маммологии.
Предмет: связь уровня алекситимии со степенью выраженности агрессии у онкологических больных.
Гипотеза: высокий уровень алекситимии связан с невозможностью открытого выражения агрессии, то есть с пониженным уровнем агрессии.
Было обследовано 20 больных I – II стадии рака в возрасте от 28 до 65 лет на базе Челябинского областного онкологического центра. Обследование включало в себя беседу и 5 методик: шкала TAS (Торонская алекситимическая шкала), тест руки Вагнера, BEST-тест, тест Люшера и рисуночный тест изобразительных ассоциаций. Также было проведено контрольное исследование.
В ходе исследования были выявлены следующие тенденции.
Характерная ярко выраженная алекситимия, то есть невозможность выражения своих эмоций.
Также выявлены трудности в общении и образовании дружеских связей, неспособность воспринимать поддержку в трудных ситуациях, трудности в поведении, различия между чувством и телесными ощущениями, снижение способности к символизации, о чём свидетельствует бедность фантазии, кроме того, предпочтительное фокусирование на внешних событиях, редуцированная способность выражать агрессию, фиксация на препятствии.
Общее эмоциональное состояние онкологических больных можно охарактеризовать как напряжённое, измученное, нуждающееся во внимательном отношении, покое, защите, опеке, неверие в дальнейшее благоприятное развитие событий. Тревожная насторожённость и чрезмерный самоконтроль.
С помощью вторичной статистической обработки, где использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, была подтверждена гипотеза экспериментального исследования: высокий уровень алекситимии имеет умеренную связь (коэффициент корреляции составил 0,33) с низким уровнем агрессии.
Данные выводы имеют значение практического характера. Коррекция алекситимии, психотерапия просто необходима больным раком, только с их помощью можно ощутить терапевтический эффект: повышение психологического настроя на исцеление, формирование активной позиции по отношению к болезни. Несомненно, что дальнейшая разработка психологических проблем онкологии является очень актуальной.
Вологдина К.И.
ПГПУ, г.Пермь
- «Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка (половозрастной аспект)».
- Особенности наблюдения за внутренним миром людей с ограниченными возможностями (на примере ранней юности)
- Межиндивидуальная вариативность когнитивных характеристик
- Влияние компьютерной игры на личность подростка.
- Исследование смыслового будущего в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии
- Особенности самовосприятия тревожности женщинами в период беременности
- Опыт проведения социально-психологического тренинга в педколлективе
- Особенности личности интеллектуально одаренных и творчески одаренных младших подростков.
- Психологическая карта города перми: звенья ассоциативных связей.
- Эмоциональные особенности онкологических больных
- Развитие самосознания и формирование самооценки в дошкольном возрасте
- Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.
- Психологическая карта города перми: исследование ментальных конструкций.
- Предварительные результаты изучения макиавеллизма в структуре интегральной индивидуальности
- Представления школьников о психологе
- Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе: взгляд современной студенческой молодежи
- Динамика нервно-психического развития недоношенных детей дома ребенка.
- К проблеме исследования взаимосвязи временного поведенческого диапозона и уровня интернальности у руководителей российских предприятий
- Возможности применения концепции метаиндивидуального мира в психологии труда.
- Особености личности студентов, которые занимаются в театре.
- Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии.
- Выявление субъективно значимых ценностей у современной молодежи.
- Влияние психолога на формирование здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности как гаранта здорового общества. Проект «катарсис».
- Медиа-психология: практические заметки.
- Психологический аспект рекламы: воздействие телерекламы на психику человека.
- Креативность в структуре личности менеджеров.
- Психологическая защита и ее особенности
- Межиндивидуальная вариативность свойств темперамента.
- Эгоизм и эгоцентризм: особенности феноменов.
- Исследование влияния метода "спринг–эластика" на эмоциональную сферу личности.
- Адаптационная программа.
- Репрезентативные системы, психосемантический аспект.
- Особенности личности управленцев разного уровня
- Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»
- «Карусель самоуправления»
- Взаимосвязь креативности и самооценки дошкольников в зависимости от типа воспитания.
- Формы агрессии и социальная адаптация
- Проблема изучения влияния безработицы на человека
- "Проблема искаженного имиджа факультета психологии среди других факультетов пгпу и других вузов г.Перми".
- Опыт работы с негативными высказываниями (на примере тренинга в группе с историей)
- Агрессия в управлении: плюсы и минусы.
- Психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
- Участие в деятельности студенческого научного общества как способ самореализации личности студента.
- Особенности восприятия семьи несовершеннолетними осужденными
- Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности
- Проблема отношений «терапевт - клиент» в психотерапевтическом процессе
- Особенности каузальной атрибуции девиантных и недевиантных подростков с учётом уровня субъективного контроля
- Связь ценностей и смысложизненных ориентаций.
- Междисциплинарный спецкурс «психология и технология научного творчества студентов»
- Взаимосвязь эмпатии и личностных особенностей старшеклассников
- Особенности внимания и их взаимосвязь со свойствами интегральной индивидуальности детей 5-6 лет с заиканием.
- Готовность семьи к школьному обучению ребенка.
- Два аспекта нарциссизма личности: самолюбие и самопознание
- Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности
- Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.
- Диагностика эффективности действующей системы мотивации персонала
- Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка.
- Психологические особенности личности педагога-фасилитатора
- Содержание