logo
Книги / Сборник Янпис 2003

Психологический анализ стресса и его влияния на эффективность деятельности

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблеме стресса, механизмы его возникновения остаются мало изученными, что оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическим состоянием в процессе деятельности.

Результатом проведенного исследования является теоретический анализ сущности явления «стресс» и его механизмов, а также изучение представлений о влиянии стрессовых состояний на эффективность деятельности. Исследования в этом направлении приобретают особую актуальность в связи с необходимостью нахождения путей оптимизации психического состояния человека в экстремальных условиях.

Проведенное с помощью анализа литературных данных исследование позволяет сделать следующие выводы:

Стресс определяется как состояние организма, всегда возникающее при действии на него различных факторов, или стрессоров, будь то так называемые физические стрессоры (холод, физическая нагрузка, недостаток кислорода и др.) или психические (эмоциональные) стрессоры, которые обычно называют стрессорными ситуациями (опасность, аварийная ситуация, несчастье и др.).

Существует 2 уровня реагирования на стрессоры: физиологический и психологический. Физиологический аспект является наиболее изученным, и в этом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом, имеющим определенные стадии (тревоги, сопротивления, истощения). В отличие от физиологического стресса, который связан с реальным раздражителем, при психологическом (эмоциональном) стрессе человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

Среди прикладных аспектов исследований стресса выделяется изучение профессионального стресса, в основе которого лежит закон Йеркса-Додсона. Согласно данному закону, с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако, при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Также изменение работоспособности и эффективности деятельности человека в состоянии стресса зависит от индивидуальной формы реакции, обусловленной личностными особенностями (исходным состоянием организма в целом, субъективной значимостью деятельности и т.д.).

Знание перечисленных вопросов должно определять не только понимание специфики возникновения и особенностей проявления стресса у людей в различных жизненных и производственных ситуациях, но также стратегию и способы преодоления данного состояния.

Говоря о влиянии стресса на эффективность деятельности, хотелось бы подробнее раскрыть особенности трудовой деятельности студентов. Деятельность студентов связана с повышенными интеллектуальными и психоэмоциональными нагрузками, что требует напряжения адаптационных процессов. В свою очередь, это может приводить к перенапряжению адаптационных процессов и повышать роль возникновения стресса.

Таким образом, студентов можно считать той социальной категорией, которая подвержена стрессогенному воздействию. Если студент испытывает определенные трудности в обучении, то чрезмерное отношение к своим временным затруднениям может привести к острому личностному кризису, к возникновению эмоционального стресса. Как правило, молодые люди, находящиеся в таком состоянии, редко или вообще не обращаются за психологической помощью, что может приводить к осложнениям состояния их психического здоровья.

По результатам теоретического анализа литературных источников, были выделены свойственные всем студентам стрессогенные факторы:

новая жизненная ситуация (новая среда сверстников и взрослых, пересмотр представлений о себе, повышенная ответственность, самостоятельность, умение ставить новые цели, устанавливать взаимоотношения, необходимость заработка, возможный переезд, собственная семья и т.д.);

стиль учебной деятельности (с началом обучения студента в вузе происходит адаптация к новому виду учебной деятельности, иной организации учебного процесса);

экзаменационные сессии и трудности учебной программы, а также большой объем информации;

материально-бытовые условия;

совмещение обучения в вузе с работой;

конфликтные отношения в учебной группе и/или с преподавателем.

Перечисленные проблемы, с которыми может столкнуться практически каждый студент, обуславливают снижение эффективности и продуктивности учебной деятельности, а также возникновение различных психосоматических заболеваний (гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и др.).

Шагиева Т.Ю.

ПГПУ, г.Пермь