logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Динамика развития индивидуального стиля педагогической деятельности

Частной проблемой изучения индивидуального стиля деятельности (ИСД) является исследование индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД), поэтому многих авторов интересуют вопросы его структуры, функций, механизмов и условий формирования (Н.И. Петрова, З.Н. Вяткина, Л.А. Ивашнева, Н. А. Аминов).

На сегодняшний день уже рассмотрены различные стили работы учителя и стили отдельных компонентов педагогической деятельности, проведен ряд исследований, посвященных изучению критериев их успешности, а также взаимосвязи ИСПД и профессиональных способностей (Н.П. Крикля, Г.С. Абрамова, Н.В. Кузьмина, Б.Б. Коссов, Н.Д, Левитов, Ю.С. Шведчикова). Предприняты попытки рассмотрения ИСПД как целостной системы разнообразных педагогических действий (А.К. Маркова, А.Я. Никонова). Однако вопрос о динамике развития ИСПД в процессе профессионального становления учителя остается малоизученным. Этим и определяется актуальность теоретического и научно-практического изучения проблемы развития ИСПД.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности значений компонентов ИСПД, характер взаимосвязи между ними и структура ИСПД специфичны в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Исследование проводилось в декабре 2002 – апреле 2003 года. В качестве испытуемых выступили учителя средних общеобразовательных школ г. Перми в количестве 259 человек, которые были распределены на 7 групп: со стажем педагогической деятельности 1-5 лет (41 человек) , 6-10 лет (35 человек), 11-15 лет (47 человек) , 16-20 лет (39 человек), 21-25 лет (36 человек), 26-35 лет (32 человека), 36-50 лет (29 человек).

Для изучения структуры ИСПД был использован опросник ИСПД, разработанный на кафедре теоретической и прикладной психологии ПГПУ (Ю. С. Шведчикова, 2002), позволяющий получить значения по 13 шкалам, отражающим 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный.

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики: Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону, факторный анализ методом главных компонент с применением процедуры вращения Varimax normalized.

Основные результаты исследования:

1. Сравнение средних значений показателей компонентов ИСПД по Т-Критерию Стьюдента (р<0,01 и р<0,001) у учителей с разным стажем педагогической деятельности показывает, что:

1) динамика развития ИСПД связана с установлением и регуляцией отношений учитель- учащийся в процессе обучения;

2) каждый компонент ИСПД характеризуется специфичной динамикой изменений на всем пути профессионального становления учителя.

2. Сравнительный анализ характера взаимосвязей показателей компонентов ИСПД (корреляционный анализ) у учителей с разным стажем педагогической деятельности позволяет говорить о наличии как общей, так и специфических взаимосвязей для всех стажевых групп. Например, во всех стажевых группах показатель организационных действий связан с показателем порицающих стимулирующих действий (p<0,05; r≥0,31). Возможно, данная связь является стабильной характеристикой структуры ИСПД, независящей от стажа педагогической деятельности.

Анализ ядровых компонентов ИСПД показывает, что:

1) количество взаимосвязей ядровых показателей с другими показателями ИСПД в каждой группе учителей уменьшается при увеличении стажа педагогической деятельности, т. е. проявление стиля становится более вариативным;

2) ядровым показателем у учителей со стажем от 1 до 20 лет является показатель коммуникативных действий; у учителей со стажем от 21 до 50 лет - показатель рефлексивных действий. Что, возможно, говорит о смещении внимания педагога с процесса взаимодействия с учащимися на его анализ с увеличением стажа педагогической деятельности.

3. Факторизация значений показателей ИСПД во всех изучаемых группах учителей позволила выделить в каждой по 3 значимых фактора. При сравнении структур ИСПД у учителей с разным стажем педагогической деятельности было выявлено, что:

1) в структуре ИСПД существуют стабильные подструктуры, характеризующие регуляцию поведения и активности учащихся, но имеющие свою содержательную специфику в зависимости от этапа профессионального становления учителя;

2) в структуре ИСПД существуют изменчивые подструктуры, имеющие содержательную специфику в зависимости от этапа профессионального становления учителя;

3) с увеличением стажа педагогической деятельности до 35-50 лет происходит дифференциация компонентов стиля, что проявляется в его вариативности.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, нашла свое эмпирическое подтверждение.

Терещенкова И.В.

Самарский Государственный Университет, г.Самара