logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Соотношение понятий «ценности» и «смысл жизни»

Обращение к теме смысла жизни свидетельствует об острой актуальности и важности этой проблемы. Тема смысла жизни всегда волновала ученых. Как влияет смысл жизни на ценности? Можно ли через ценности человека построить его картину жизненного смысла? Одно и то же это или нет? По мнению психологов, ценности – это способ дифференциации индивидом объектов, определенных явлений действительности. Ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения личности и взаимоотношений людей (в качестве объектов такого отношения выступает все многообразие действительности). Смысл жизни – это психологический способ переживания жизни в процессе ее осуществления, это проекция всей жизни на каждый из ее этапов, смысл каждого из которых заключается в самой возможности перехода к следующему этапу. Эти понятия недостаточно разводятся, чтобы их соотносить. Проблема соотношения понятий вызывает дискуссию. По мнению Чудновского, Рыжкова, и др., смысл жизни это не ценности; существует и другая точка зрения: такие авторы, как А.А. Бодалев, Н.Г. Петров и Д. Колесов говорят об очень тесном взаимодействии этих понятий, они пытаются описать смысл жизни через ценности.

В нашей работе мы опираемся на концепцию Н.Г. Петрова: смысл – это отнесение ценностей к субъекту (смысл, потребности, установки, смысловые цели), субъектное бытие ценностей, то есть это ценности как бы помещенные в субъект посредством переживания и опыта, включенные в жизнь и деятельность. Смыслы являются чувственными и сверхчувственными, также как и ценности. Ценности, по мнению автора образуют смыслы. Мы согласны с тем, что говорит автор, и все-таки хотим обратить особое внимание на то, что смысл жизни включает понятие ценности, но не сводится к нему. Понятие смысла жизни гораздо шире, здесь уместно сказать слова В. Франкла: «смысл жизни у каждого индивида различен, но есть то, что присуще всем – любовь и творчество». В этой цитате автор дает нам другое понимание проблемы соотношения этих понятий.

Проблема смысла жизни мало исследована. Мы предполагаем провести исследование, используя тест Леонтьева «Смысложизненные ориентации», тест Рокича «ценностные ориентации», а также анкетирование по проблеме, в котором попытаемся соотнести эти понятия и узнать, можно ли увидеть индивидуальную картину смысла жизни через ценности и наоборот. Наше исследование позволит расширить область эмпирических знаний в проблеме смысла жизни.

Оборина Л.В.

ПГПУ, г.Пермь