logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Адаптационная программа.

С первых же дней своего пребывания в ВУЗе первокурсники сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. В этих условиях личность также претерпевает изменения – наступает сложный процесс адаптации. Избежать этого процесса невозможно, можно лишь создать условия, чтоб адаптация прошла наименее болезненно для первокурсников. Кроме того, в период изменений группа наиболее сензитивна ко внешним воздействиям, поэтому становится возможным извне создать базу для позитивного развития.

Целью АП было создание условий для облегчения адаптационного процесса первокурсников.

АП строилась по принципам:

1) принцип системности заключался в проработке и проведении системы разнообразных мероприятий (тренинг, веревочный курс, концерт);

2) деятельностный подход проявлялся в организации мероприятий, схематично это можно представить следующим образом: мотив – цель – планировка и разработка – подготовка ведущих – проведение – эмоциональная рефлексия (ведущих и организаторов) – анализ (соответствие результатов целям, дальнейшие планы);

3) принцип преемственности является в целом основным принципом работы системы самоуправления на факультете: каждый может последовательно участвовать – поводить – разрабатывать мероприятия.

АП включила следующие мероприятия:

Анализ проделанной работы (через анкетирование и наблюдение) позволил выделить положительные и отрицательные стороны программы:

« - »:

1) недостаток информирования по организации АП как внутри факультета, так и на уровне ПГПУ (итог: низкая активность других факультетов, недостаток мотивации участников);

2) организационные недоработки (подготовка впопыхах, некоторый отход от цели, нечеткое распределение ролей среди организаторов);

3) эмоциональная и физическая перегрузка как участников, так и ведущих;

4) недостаток обратной связи с первокурсниками.

«+»:

1) у первокурсников заложилась система общения в группе;

2) первокурсники считают себя частью факультета (активно включаются в систему самоуправления);

3) установлено взаимодействие студентов первого и старших курсов;

4) более качественная и глубокая проработка АП по сравнению с прошлым годом;

5) выход на уровень взаимодействия с другими факультетами;

6) согласованность работы центра адаптации ПГПУ, практического общества факультета психологии, отдела по внеучебной работе и администрации факультета психологии и некоторых других факультетов;

7) вовлеченность всех курсов в разработке и проведении АП (сплоченность, преемственность);

8) получение практического опыта (ЗУН) студентами-организаторами.

Проведение АП дало ощутимые положительные результаты, но ,несмотря на это, программа нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

Миронова И.Л.

ПГПУ, г.Пермь.