logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Готовность семьи к школьному обучению ребенка.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению относительно недавно является предметом изучения психологов и педагогов. Большинство современных психологических исследований по проблемам подготовки ребенка к школьному обучению посвящены изучению компонентов готовности к школе: физической, волевой, интеллектуальной готовности (Коломинский Я.Л., Панько Е.Я.), личностной готовности как принятию новой «социальной позиции» (Божович Л.И.). Уровню развития готовности, который позволит ребенку овладеть достаточно сложным типом учебной деятельности, посвящены работы Поддьякова Н.Н. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. рассматривают освоение игры с правилами как важный компонент готовности к школьному обучению. А.В. Запорожец связывает готовность с глубокими изменениями всего внутреннего мира ребенка, охватывающими не только интеллектуальную, но и мотивационно - эмоциональную сферу детской личности. Были изучены аспекты готовности детей к обучению в школе в контексте преемственности детского сада и школы (Анищенко О.М.). В последнее время исследователи делают акцент на коммуникативной готовности, в рамках которой рассматриваются внеситуативная – личностная форма общения со взрослым, имея ввиду учителя (Смирнова Е.О.) и развитие произвольно – контекстного общения (Кравцова Е.Е.) Для нас эти работы особо значимы, так как позволяют проследить влияние личностного общения со взрослым на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению и возможность перехода от игры к учебной деятельности. Смирнова приходит к выводу о том, что общение со старшими входу осуществления ребенком достигнутой им формы ведущей деятельности позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливать его переход к новому виду деятельности. Были затронуты вопросы подготовки воспитателей к тому, как обучить ребенка играть, чтобы сформировать психологическую готовность к школьному обучению через овладение обобщенного способа действования и наличия произвольно-контекстной формы общения (Долгополова А.В.). На основании полученных результатов предлагаются различные программы подготовки детей к школе. Однако остается нераскрытым вопрос об особенностях семейной системы, способствующей формированию готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению, готовности самой семейной системы, и психологической помощи семье, имеющая ребенка, неготового к обучению в школе.

Условием реализации модели формирования готовности семьи к школьному обучению ребенка является развивающее взаимодействие. Критериями данного типа взаимодействия мы вслед за Петровским В.А., Скрипкиной Т.П. определили как

установление субъект-субъектных отношений,

организация совместной деятельности,

отношение к личности как к субъекту развития,

ориентацию на развитие и саморазвитие личности,

создание условий для реализации и самоопределения личности,

наличие доверия к себе и другому,

создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, введение положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей.

В связи с этим целями (задачами) обучающей программы для родителей старших дошкольников по построению личностно - развивающих взаимодействий с детьми являются следующие. Знакомство с принципами личностно – ориентированного подхода в воспитании. Изучение особенностей и интересов своего ребенка. Обучение выражать безусловной любви и принятия. Изучение и практическое освоение языка принятия, «Я-сообщений» и приемов активного слушания. Повышение рефлексивной способности родителей через освоение понятий транзактного анализа. Осознание родителями ответственности за развитие ребенка. Изучение роли устремлений в развитии личности, освоение принципов развития устремлений. Эмоциональное сближение между членами семьи. Развитие интереса, внимательного отношения к членам своей семьи. Изучение возможностей психотерапевтических историй для детей и принципов их сочинения.

Условия эффективности программы:

Добровольное посещение занятий.

Непосредственное участие в воспитании участников группы. Это прежде всего родители, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки, живущие рядом с ребенком. То есть те родственники, которые непосредственно общаются с ребенком, часто с ним встречаясь.

Способность и готовность участников воспринимать новые знания. Имеется в виду наличие мотивации к углублению знаний, установка на изменение себя. Регулярное посещение занятий.

Предоставление свободы выбора решения и ответственности за принятое решение родителям. Отсутствие готовых советов со стороны ведущего.

Черемных Т.М.

ПГПУ, г.Пермь