logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Взаимосвязь агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.

Настоящая работа направлена на выяснение причин, закономерностей и специфики проявления агрессивности в подростковом возрасте.

В своем исследовании при определении понятия агрессии мы опирались, с одной стороны, на подход отечественной науки, а с другой стороны, на взгляды зарубежных авторов.

Так, российские исследователи рассматривают агрессию как результат определенного поведения, имеющего отрицательные правовые, нравственные, эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии (А.А.Реан, Н.Д.Левитов, Л.М.Семенюк, В.А.Аверин, В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков, Т.Г.Румянцева и др.).

В зарубежной психологии агрессию, в какой бы форме она не проявлялась рассматривают как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения (З.Фрейд, К.Лоренц, Л.Берковиц, Н.Зильманн, Р.Бэрон, Р.Миллер, Дж.Доллард, А.Бандура и др.).

Целью нашего исследования выступило выявление особенностей взаимосвязи агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами в подростковом возрасте.

Нами было выдвинуто предположение, что в подростковом возрасте существует специфика во взаимосвязи агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами.

Постановка цели и гипотезы определяли следующие задачи исследования:

1). Выделить группу подростков с высоким и низким уровнем агрессивности.

2). Выявить различия степени выраженности агрессивности, эмоциональной и мотивационной сфер в зависимости от уровня агрессивности.

3). Изучить особенности взаимосвязи агрессивности с эмоциональной и мотивационной сферами у высоко- и низко агрессивных подростков.

Исследования проводились на базе МОУ средней школы №3 г. Перми.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет, общим количеством 67 человек, из них 34 мальчика и 33 девочки.

Для изучения агрессивности использовалась методика А.Басса-А.Дарки.

Особенности мотивационной сферы изучались с помощью методики для измерения мотивации аффиляции А.Мехрабияна и опросника мотивации успеха и боязни неудач А.А.Реана.

А для изучения особенностей эмоциональной сферы применялись методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко и методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.

Полученные экспериментальные данные обработаны различными методами математической статистики.

На основе сравнительного анализа средних значений по t-критерию Стьюдента показатели шкал различных методик были выявлены следующие особенности высокоагрессивных подростков.

Так, они характеризуются большей подозрительностью, раздражительностью, обидчивостью, негативизмом, они в большей степени склонны к причинению физического вреда другому человеку, использованию грубых слов в речи, проявлению агрессии косвенным путем. Также им присуще доминирование негативных эмоций и неумение управлять ими.

На основе корреляционного анализа показатели шкал опросника А.Басса-А.Дарки в каждой из выборок были выявлены следующие особенности структурных взаимосвязей компонентов агрессивности.

Обнаружена общее для обеих групп подростков с высоким и низким уровнем агрессивности отрицательная взаимосвязь подозрительности с раздражительностью.

Также в выборке с низкой агрессивностью установлена отрицательная зависимость подозрительности с обидой, вербальной агрессией и прямая зависимость негативизма с косвенной и вербальной агрессией. Тогда как для группы высокоагрессивных подростков характерна обратная взаимосвязь между физической и косвенной агрессией.

В целом при высокой выраженности агрессивности наблюдается существенное снижение количество связей в структуре агрессии, что может говорить о более разнообразном и более самостоятельном существовании ее компонентов в отличие от низко агрессивных подростков.

Так же на основе корреляционного анализа между показателями агрессивности и показателями других методик были установлены связи между формами проявления агрессии и компонентами эмоциональной и мотивационных сфер. Так, в группе низко агрессивных подростков вербальная агрессия оказалась связанной обратной зависимостью с нежеланием общаться с людьми на эмоциональной основе и страхом отвержения, а также прямой зависимостью со стремлением к принятию. Чувство вины у них положительно коррелирует с неумением управлять эмоциями и ощущением одиночества.

Интегральный показатель враждебности положительно связан с мотивацией успеха, а интегральный показатель агрессивности отрицательно коррелирует с доминированием негативных эмоций. Также доминирование негативных эмоций отрицательно взаимосвязано с физической агрессией.

В группе же подростков с высокой агрессивностью выявлена лишь одна положительная взаимосвязь показателя вербальной агрессии со страхом отвержения.

Таким образом, в группе высоко агрессивных подростков связей показателей агрессивности с компонентами эмоциональной и мотивационной сфер меньше, чем в группе низкоагрессивных подростков, что может говорить о том, что агрессия у высокоагрессивных подростков является более самостоятельным психологическим образованием и подвержена влияниям со стороны свойств эмоциональной и мотивационной сфер.

Шалашова Е.О.

Южно-уральский государственный университет, г.Челябинск