logo search
Книги / Сборник Янпис 2003

Изучение феноменологии страха в дошкольном возрасте.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, что может привести к искажению эмоционально-волевой сферы и мышления.

Cтрах – элемент естественного развития психики ребенка по мере постижения им мира и развития его как личности. Он основан на инстинкте самосохранения, когда в процессе накопления жизненного опыта и развития межличностных отношений некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий (Захаров А.И. 2000).

В классических теориях эмоций страх рассматривается как базовая эмоция, которая проявляется в случаи угрозы, исходящей извне. Именно врожденный характер страха обусловливает общность внешних и внутренних симптомов его проявления не только у людей, принадлежащим к разным культурам, но и у высших животных (Дарвин, 1872; Мак-Дауголл, 1932; Джемс, 1991).

В теориях научения, отрицательные факторы – раздражители (например, травмы, конфликты) обычно вызывают тревогу и страх, а избегание этих раздражителей служит положительным подкреплением.

А. Фрейд расширила и уточнила позицию З.Фрейда и рассматривала происхождение тревожности, как столкновение конкурирующих бессознательных тенденций.

Таким образом, в настоящей работе под страхом будет пониматься как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы социальному или индивидуальному существованию индивида.

Наша работа была посвящена исследованию страхов дошкольников.

Цель определила следующие задачи:

- разработка не структурированного интервью;

- выделение категорий;

- выделение единиц текста;

- выведение закономерностей страхов.

Данная работа проводилась на 45 дошкольниках. В форме индивидуального интервью. Полученные ответы записывались на диктофон, затем были обработаны контент – анализом.

Данные были разделены на категории.

Объект страха:

- животных, насекомых, млекопитающихся;

- природных катаклизм;

- мистичекие фильмы, герои;

- ночных снов;

- темноты;

- наказания;

- медицинских образов;

- посторонних звуков;

- незнакомых людей;

- оставаться одним дома;

- уход родителей;

- смерти.

Объект защиты:

- любимая игрушка;

- родственники;

- мультипликационные герои;

- сказочные персонажи;

- киногерои;

- животных;

- незнакомого человека;

- никого.

Период усиления страхов:

- утром;

- вечером;

- ночь;

- в отсутствие близких людей.

Страшные места:

- незнакомые места;

- лес;

-медицинские учреждения;

- подвал;

- подъезд;

- дом;

- лифт;

- большие места.

Ответные действия на страх:

- зовет на помощь;

- игра;

- прячется;

- эмоциональные появления;

- спать;

- идти домой.

Есть дети, которые, ничего не боится

- близкие;

- друзья;

- я;

- нет.

Совет действий при страхе:

- пить Святую воду;

- играть;

- смотреть телевизор;

- бежать к близким.

Тебя оставляли одного дома, чем занимался

- нет;

- играл;

- смотрел телевизор;

- рисовал;

- эмоциональное проявление.

В результате проделанной работы можно сделать вывод состояние страха у детей дошкольного возраста – неизбежное явление. При работе направленной на изучения страхов можно достичь больших результатов в решении данной проблеме, которое позволит не только уберечь ребенка от опасности, но и создать условия для развития его как личности.

Гребенщикова Е.О.

ПГПУ, г.Пермь