Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
К концу XVII в. все более отчетливо проявляются новые тенденции развития русской культуры. Православное образование утрачивает свою былую доминирующую роль, на смену идет светское, государственное. Сфера православного просвещения в значительной мере ограничивается потребностями церковной жизни. Но это не означает исчезновения из сферы воспитания и образования православной педагогики. Она сохраняется, будучи постоянно поддерживаемой царским правительством вплоть до 1917 г. Однако потребности социально-экономического развития России, начиная с ХУШ в., повлекли за собой и потребности в светском образовании, а, следовательно, в формировании светской педагогики.
Какие основные особенности церковного образования в России ХУП-ХУШ в.? Во-первых, церковное образование по духу своему было православным, русским, но не только в этническом значении этого слова. Понятие «русский» прилагалось независимо от национальности к каждому, кто отождествлял себя с русским народом по целям и смыслу существования. Во-вторых, следует обратить внимание на то, что в духовных учебных заведениях образование не только носило религиозный характер, но и включало (благодаря дальновидным и ориентированным на изучение наук и философии представителям духовенства) научные знания. Поборники светского образования в духовных учебных заведениях были людьми высокообразованными, прекрасно знавшими светские науки своего времени, они поощряли стремление к научным знаниям, укрепляющим интеллектуальные способности человека. По-своему логичной была и структура церковного образования. Учебные заведения духовного ведомства имели четырехступенчатую иерархию, которая должна была обслуживать определенные сословия: академии, семинарии, училища уездные и приходские, имевшие целью распространение религиозных верований в народе.
Предметами семинарского образования были богословие, философия, словесность, а также история церкви, гражданская история, математика, греческий и латинский языки, новые языки, география. Математика преподавалась в полном объеме среднего курса с присоединением математической географии, а также теоретической и опытной физики. Для преподавания отдельных дисциплин назначались особые наставники: по истории, языкам, математическим наукам.
За педагогикой светской стояли факторы экономические. Социальное и государственное развитие обусловливало все возрастающую потребность в таких профессиях, как инженер, врач, юрист, агроном, учитель. Остро ощущалась необходимость подготовки государственных чиновников, специалистов военного и морского дела. Светское образование стало государственным делом, и это во многом способствовало его успешному осуществлению. Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявилось в годы царствования Петра I Великого (1672-1725), который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. Нередко меры к распространению просвещения носили принудительный характер, о чем свидетельствуют указы императора. 1714 г., 20 января - Сенату. «Послать во все губернии по несколько человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей... приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится».
1714 г., 28 февраля. «Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того ученья послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того ученья тем учителям давать кормовые по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов...».
Принудительное обучение не могло рассчитывать на усердие со стороны обучаемых. Но этот недостаток восполнялся мерами дисциплинарного характера. В этом отношении весьма выразительна приписка, сделанная Петром I к Инструкции для Морской Академии: «Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных солдат и быть им по человеку во всякой каморе во время учении, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой он фамилии ни был».
В Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Одним из первых проектов - о создании светских учебных заведений - был представлен Федором Салтыковым (ум. 1715 г.). Салтыков Ф. предлагал учредить в каждой губернии по одной - две академии в здании монастырей, по две женские школы в каждой губернии, учителями приглашать сведущих лиц и иностранцев. Проектируемые академии напоминали западноевропейские дворцовые школы.
На позициях критического, рационалистического видения мира стоял знаменитый просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681- 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, Прокопович в своих проектах использовал зарубежный опыт преподавания, педагогики иезуитов. В книге-букваре «Первое учение отроком» он давал советы родителям и воспитателям, подчеркивал важность воспитания для судьбы человека.
Иначе трактовал западноевропейскую педагогическую традицию Иван Тихонович Посошков (1653-1726). Свои воззрения он представил в трактате «Завещание отеческое» (1705), где переплелись старорусский консерватизм (враждебность к иноземцам, инакомыслию) и горячая поддержка реформ Петра I. Посошков требовал воспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний. Вместе с тем, И.Т.Посошковым обозначена обширная программа образования: славянский язык, письмо грамматика, арифметика, латинский и греческий языки, ремесла (художества). Он предлагал создавать книги по принципу самоучителя. Посошков помышлял об организации повсеместного женского образования, всеобщего начального обучения крестьян.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения