logo
пособие История педагогики

Понятие о педагогических ценностях

Категория «ценности» стала предметом философского осмысления в отечественной науке начиная с 60-х годов XX столетия, когда возрос ин­терес к проблемам человека.

Понятие ценности вне человека и без человека не существует не мо­жет, так как ценности - производные категории от соотношения «мир -человек». К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осущест­вляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творче­ства создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно твор­чество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль твор­чества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реали­зацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже «одноценностный» предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрыва­ет в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира. Само творчество, лежащее в основе сози­дательного процесса, следует рассматривать как ценность саму по себе.

Следовательно, именно творчество создает индивидуальную культу­ру человека, являющуюся составной частью культуры общества, тем са­мым, развивая самого человека, общество и мир в целом.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью. Принципиально важно понять разницу между понятиями цен­ности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть ис­тинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только поло­жительной, но и отрицательной. Благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, кото­рые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практи­ки. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необхо­димое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает ко­торое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Носителем определенных ценностей выступает еще и сам ученик. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педа­гогической деятельности, в ходе которой происходит субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показа­телем личностно-профессионального развития педагога.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламенти­рующие педагогическую деятельность и выступающие связующим звеном между общими ценностями и ценностями, формирующимися у учащихся.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъ­ективные же восприятие и присвоение педагогических ценностей опреде­ляются богатством личности учителя, направленностью его профессио­нальной деятельности.