Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
В начале ХГХ в. в России начали распространяться идеи европейского Просвещения. Реформа образования 1802-1804 гг. определила структуру образования страны. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (Татру) - с университетом во главе каждого из них. Все звенья народного образования находились в вертикальной зависимости, перед ними в качестве основной задачи ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.
Приходское училище - обучение рассчитано на 1 год (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика).
Уездное училище - срок обучения - 2 года, для детей непривилегированных слоев населения, основная задача - подготовка к поступлению в гимназию.
Гимназия - обучение - 4 года. Цель - подготовка к поступлению в университет (особенность - отсутствие Закона Божьего и русского языка, в 1819г. введено чтение Священного писания).
Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени привело Александра I к идее создания специального учебного заведения для детей высшего дворянства (указ о создании лицея - 12.08.1810 г., лицей существовал до 1843 г., за 32 года деятельности было подготовлено - 286 выпускников), куда принимались дети с 10 до 12 лет, обладающие «отличнейшей нравственностью», «совершенным здоровьем» и «определенными познаниями». В своих правах лицей был приравнен к университетам.
Внимание государства к вопросам воспитания усилилось после восшествия на престол Николая I (годы правления - 1825-1855). Главной причиной восстания декабристов, по мнению Николая I, были недостатки воспитания. Царь намеревался выработать единообразную школьную политику, которая могла бы быть направлена на укрепление общественной стабильности.
1828 г. - принят устав о начальных и средних школах, в нем подтверждалась существовавшая трехуровневая система образования и провозглашался принцип «Каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - для низших сословии, уездные училища - для купцов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии - для дворян и чиновничества.
1835 г.- университетский устав усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов (постановление о лишении права избирать ректора 1849). Оправдывая устав 1835 г., министр Просвещения С.С.Уваров (1786-1855) утверждал, что намеревался преодолеть страсть к иноземному образованию и развить национальное, независимое образование. Консерватизм министерства С.С. Уварова не означал прекращения в развитии системы образования. К 1855 г. в России действовали шесть университетов, при которых открылись педагогические институты и пансионы для подготовки в вузы. Расширилась сеть специальных высших учебных заведений: были открыты двадцать кадетских корпусов, Горный институт, Земледельческая школа, Строгановское училище декоративно-прикладного искусства и др.
В 1863 г. - утвержден новый университетский устав (при Александре II, который правил с 1855 по 1888 тт.). Это, фактически, самый либеральный в истории России университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление передавалось советам профессоров, советы выбирали ректоров и новых преподавателей.
В 1864 г. - реформа системы начального и среднего образования. Содержание обучения в начальных народных училищах было скудным -Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Совместное бесплатное обучение осуществлялось на русском языке.
Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием становилось для поступления имущественное положение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Предусматривалась не практиковавшаяся ранее выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.
В 1864 г. были организованы гимназии двух видов: классическая, где изучались два древних языка, один - современный и русский и др., и реальная с изучением двух современных языков, русского языка и других предметов.
К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.
Времена значительных школьных реформ оборвались в 1866 г. после покушения на Александра II.
В 1871 г. - название «гимназия» сохранялась лишь за классическими гимназиями, в которых обучение было рассчитано на восемь лет.
В 1872 г. появился новый тип учебного заведения - реальные училища, в которых практиковалось семилетнее обучение. 7-й класс был дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное; 5-й и 6-й классы имели отделения -основное или общеобразовательное и коммерческое. Такая структура обучения позволяла профессионально ориентировать учащихся. Учащиеся сразу после окончания училища могли приступать к практической деятельности. В программе обучения отсутствовали древние языки; значительно больше часов отводилось на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков; русский язык, литература, история изучались в объеме классической гимназии.
Выпускники реальных училищ имели право поступления лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.
Изменения претерпела и система начального образования.
В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двуклассные начальные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6-летним сроком обучения). Двуклассные начальные училища давали право поступления на специализированные курсы и в учительские семинарии.
Городские училища - давали право поступления на одно-двухгодичные курсы счетоводов, бухгалтеров, чертежников, учителей и т.п. Самым распространенным типом начальной школы оставалась церковноприходская школа (курс обучения 2 года). Число этих школ - к концу XIX в. составляли половину от всех начальных школ. Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета Святейшего Синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями.
После подавления декабрьского восстания 1825 г. перед правительством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.
Основные положения образовательной концепции министра народного просвещения С.С. Уварова - идеи православия, самодержавия и народности.
Первые два принципа (православие и самодержавие) соответствовали идее государственности российской политики. Принцип народности, по сути, был переложением западноевропейской идеи о национальном возрождении на национализм русского самодержавного государства.
Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный педагогический опыт с традициями национальной жизни. Министр Просвещения С.С. Уваров видел ценность этого опыта, но полагал преждевременным приобщать к нему Россию в полном объеме: «Россия еще юна. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее».
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения