logo
пособие История педагогики

Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.

В начале ХГХ в. в России начали распространяться идеи европейско­го Просвещения. Реформа образования 1802-1804 гг. определила структу­ру образования страны. Основными ее звеньями стали приходские и уезд­ные училища, гимназии и университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьков­ский, Виленский, Дерптский (Татру) - с университетом во главе каждого из них. Все звенья народного образования находились в вертикальной за­висимости, перед ними в качестве основной задачи ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

Приходское училище - обучение рассчитано на 1 год (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика).

Уездное училище - срок обучения - 2 года, для детей непривилегиро­ванных слоев населения, основная задача - подготовка к поступлению в гимназию.

Гимназия - обучение - 4 года. Цель - подготовка к поступлению в университет (особенность - отсутствие Закона Божьего и русского языка, в 1819г. введено чтение Священного писания).

Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени привело Александра I к идее создания специального учебного заведения для детей высшего дворянства (указ о создании лицея - 12.08.1810 г., лицей существовал до 1843 г., за 32 года деятельности было подготовлено - 286 выпускников), куда принима­лись дети с 10 до 12 лет, обладающие «отличнейшей нравственностью», «совершенным здоровьем» и «определенными познаниями». В своих пра­вах лицей был приравнен к университетам.

Внимание государства к вопросам воспитания усилилось после вос­шествия на престол Николая I (годы правления - 1825-1855). Главной при­чиной восстания декабристов, по мнению Николая I, были недостатки вос­питания. Царь намеревался выработать единообразную школьную полити­ку, которая могла бы быть направлена на укрепление общественной ста­бильности.

1828 г. - принят устав о начальных и средних школах, в нем под­тверждалась существовавшая трехуровневая система образования и про­возглашался принцип «Каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - для низших сословии, уездные училища - для куп­цов, ремесленников и прочих городских обывателей, гимназии - для дво­рян и чиновничества.

1835 г.- университетский устав усиливал единоличную власть попе­чителей округов и урезал автономию университетов (постановление о ли­шении права избирать ректора 1849). Оправдывая устав 1835 г., министр Просвещения С.С.Уваров (1786-1855) утверждал, что намеревался преодо­леть страсть к иноземному образованию и развить национальное, незави­симое образование. Консерватизм министерства С.С. Уварова не означал прекращения в развитии системы образования. К 1855 г. в России действо­вали шесть университетов, при которых открылись педагогические инсти­туты и пансионы для подготовки в вузы. Расширилась сеть специальных высших учебных заведений: были открыты двадцать кадетских корпусов, Горный институт, Земледельческая школа, Строгановское училище деко­ративно-прикладного искусства и др.

В 1863 г. - утвержден новый университетский устав (при Александре II, который правил с 1855 по 1888 тт.). Это, фактически, самый либеральный в истории России университетский устав. Университеты получили бо­лее значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление передавалось советам профессоров, советы выбирали ректоров и новых преподавателей.

В 1864 г. - реформа системы начального и среднего образования. Содержание обучения в начальных народных училищах было скудным -Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Совместное бесплатное обучение осуществлялось на русском языке.

Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискримина­ция обучения. Определяющим условием становилось для поступления имущественное положение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (не более 10% от общего числа учеников). Предусматривалась не практиковавшаяся ранее выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам.

В 1864 г. были организованы гимназии двух видов: классическая, где изучались два древних языка, один - современный и русский и др., и ре­альная с изучением двух современных языков, русского языка и других предметов.

К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести раз­решение открывать новые частные учебные заведения, учреждение жен­ских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

Времена значительных школьных реформ оборвались в 1866 г. после покушения на Александра II.

В 1871 г. - название «гимназия» сохранялась лишь за классическими гимназиями, в которых обучение было рассчитано на восемь лет.

В 1872 г. появился новый тип учебного заведения - реальные учили­ща, в которых практиковалось семилетнее обучение. 7-й класс был допол­нительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное; 5-й и 6-й классы имели отделения -основное или общеобразовательное и коммерческое. Такая структура обу­чения позволяла профессионально ориентировать учащихся. Учащиеся сразу после окончания училища могли приступать к практической дея­тельности. В программе обучения отсутствовали древние языки; значи­тельно больше часов отводилось на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков; русский язык, литература, история изуча­лись в объеме классической гимназии.

Выпускники реальных училищ имели право поступления лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Изменения претерпела и система начального образования.

В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразо­вывались уездные училища и на их базе создавались двуклассные началь­ные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6-летним сроком обучения). Двуклассные начальные училища давали право поступления на специализированные курсы и в учительские семинарии.

Городские училища - давали право поступления на одно-двух­годичные курсы счетоводов, бухгалтеров, чертежников, учителей и т.п. Самым распространенным типом начальной школы оставалась церковно­приходская школа (курс обучения 2 года). Число этих школ - к концу XIX в. составляли половину от всех начальных школ. Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета Святейшего Синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями.

После подавления декабрьского восстания 1825 г. перед правитель­ством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.

Основные положения образовательной концепции министра народ­ного просвещения С.С. Уварова - идеи православия, самодержавия и на­родности.

Первые два принципа (православие и самодержавие) соответствова­ли идее государственности российской политики. Принцип народности, по сути, был переложением западноевропейской идеи о национальном возро­ждении на национализм русского самодержавного государства.

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный педагогический опыт с традициями национальной жизни. Ми­нистр Просвещения С.С. Уваров видел ценность этого опыта, но полагал преждевременным приобщать к нему Россию в полном объеме: «Россия еще юна. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее».