logo
пособие История педагогики

Вопросы воспитания и обучения периода Реформации

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения.

В период Реформации был провозглашен принцип индивидуально­сти, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные по­следствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человече­скую личность, приобщить к национальной культуре, поощрять светскую образованность.

В становлении педагогических воззрений Реформации особую роль сыграл ряд мыслителей: Жан Кальвин (1509-1564), Матюрен Кордьер (1479-1564), Уильям Тиндель (1484-1536), Мартин Лютер (1483-1546) и

Жан Кальвин - один из главных идеологов французской Реформации - стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью «светского аскетизма», поставив в основу воспи­тания смирение и покорность Богу.

«Отец» Реформации в Германии Мартин Лютер признавал важность и необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения протестантских школ. Как считал Лютер, научная подготовка, знание классических древних языков и литературы необходимо господствующим классам. Из этого следовало, что полноцен­ного образования была достойна лишь часть общества: будущие священ­ники, учителя, судьи и пр. Остальным слоям населения достаточно было иметь элементарное образование.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский Вселенский собор (1545-1565) в ка­честве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил Орден иезуитов (1534). Глав­ными способами борьбы с ересью, как записано в «законах» (сошииопез) ордена, назывались «проповедь, исповедь и воспитание». Иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманиз­ма», они использовали идеи Возрождения. Иезуиты основательно переос­мыслили идеи главного противника - Реформации. Как замечает совре­менный французский историк педагогики Р. Мушамбер, «враги в вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами в вопросах школьного образования».

По сути, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания изворот­ливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви.