Обеспечение непрерывности образования
Одним из стратегических ориентиров образовательной политики государства является непрерывность образования, которая провозглашается как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности. «Создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, инновационного развития и конкурентоспособности любой страны» (доклад «О развитии российского образования», прозвучавший на Государственном совете Российской Федерации по образованию 24 марта 2006 г.).
Отмечается, что такая система должна обеспечить три главных условия:
преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышение квалификации, переподготовки с целью поддержания высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
отсутствие «тупиковых» образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения.
Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном плане. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда.
Идея непрерывного образования впервые появилась в философии у мыслителей древности как религиозно-философское учение о непрерывном духовном совершенствовании человека. Далее идея о непрерывном образовании получила развитие у Платона и Аристотеля.
Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования.
Отечественная система образования в условиях индустриального общества успешно решала задачи, стоящие перед ней и, достаточно успешно, обеспечивала потребность страны в рабочих и специалистах с начальным и средним профессиональным образованием. Вхождение России в постиндустриальную эпоху привело к заметному отставанию профессионального образования от потребностей страны в рабочих кадрах, конкурентоспособных не только на российском рынке труда, но и за его пределами.
Сегодняшнему работодателю требуются квалифицированные кадры рабочих, техников и специалистов, профессиональную подготовку которых в новых условиях уже не могут осуществлять существующие учреждения начального и среднего профессионального образования. Требуются настоятельная реконструкция, модернизация и обновление таких типов образовательных учреждений, как в организационном, так и содержательном плане.
Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непрерывного образования, в России пока еще нет общенациональной концепции, а обозначены только направления развития. Безусловно, это замедляет инновационный процесс реформирования и модернизации современного образования. По всей видимости, путь к этому в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. Кроме того, необходимо учитывать все имеющиеся тенденции, присущие процессу реформирования образования за рубежом, но при этом сохранить лучшие традиции отечественного образования, с одной стороны, и обеспечить инновационный характер, с другой.
В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.
В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения.
Реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного. Как показали исследования, в настоящее время расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам.
Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования - первоочередная задача, стоящая перед обществом и государством. Существующая система профессионального образования уже исчерпала себя и для дальнейшего развития требует интеграции начального и среднего профессионального образования и подъем новой создаваемой системы на качественно иной уровень.
Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам, образовательным процессам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл.
Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость - как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России - предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров. Конкурентоспособность страны непосредственно связана и зависит от конкурентоспособности кадрового потенциала, уровня его компетентности.
Происходит переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества - на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.
К характерным особенностям в условиях перехода общества на новые экономические отношения являются развитие и дальнейшее повышение коммерческой значимости знаний, умений, навыков и, в целом, интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность личности, как никогда, становится тем капиталом, который востребован не только на рынке труда, но и обладает достаточно большим уровнем значимости для самой личности. Специалист, имеющий соответствующий уровень профессиональной подготовки, умеющий использовать информационные технологии, владеющий иностранными языками, как правило, является мобильным и конкурентоспособным, что является немаловажным в современных условиях развития общества.
Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как «базовые умения для всех», «больше инвестиций в человеческие ресурсы», «ценность образования», «переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения», - являются актуальными и для системы российского образования.
Содержание обучения и уровень профессиональной подготовки студентов, будущих работников современного производства, на наш взгляд, могут быть реализованы в условиях дальнейшей интеграции получаемого студентами образования. Интегрированность подготовки специалиста способствует обеспечению его мобильности и конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда. Для современной социально-экономической ситуации характерна непредсказуемость в условиях нестабильности производства и углубляющейся конкуренции на рынке труда.
Вместо «одноразового» базового образования, служившего раньше человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется образование, которое обеспечивало бы всю его последующую жизнедеятельность. И в этом проявляется, прежде всего, непрерывность образования.
Специалисты, прошедшие подготовку в условиях интегрированного образовательного пространства, являются востребованными в системе современного производства. Они способны непрерывно профессионально саморазвиваться и самосовершенствоваться, реализуя тем самым свой творческий потенциал.
Вместе с тем, профессиональная подготовка специалистов может осуществляться только в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, как процесс преобразования научного знания в существующую реальность. Успешность профессиональной деятельности выпускника учреждения профессионального образования, ее экономическая эффективность в определенной степени определяются соответствующими условиями данного производства.
Возрождение культуры, экономики, создание материальных и духовных ценностей вызывают потребность в качественно новом работнике, который готов к активному поиску своего места в социально-профессиональной структуре общества.
Не случайно в стране формируются две независимые структуры оценки качества подготовки специалистов. Одна - привычная нам - работа государственных комиссий на выходе из учреждений профессионального образования, а вторая на входе в предприятие, учреждение, фирму, банк и т. д. Там действует своя система оценки подготовленности специалиста (вступительные тесты, собеседование и т. д.). Эти две системы оценивания существенно различаются.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения