Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
Рассмотрим систему образования СССР и России на нескольких временных этапах.
Изменения в народном образовании в 1917-1919 гг., как и дальнейшее развитие советской школы и педагогики, во многом связаны с именем В.КЛента и его идеями о воспитании. В своих трудах до 1917 г. он давал оценку состояния народного образования в России, критиковал школьную политику царизма, и утопические, по его мнению, проекты народников и других деятелей в области просвещения.
После 1917 г. Ленин обратился к вопросам цели и содержания коммунистического воспитания: всестороннее развитие личности строителя социализма, формирование научного мировоззрения, утверждение коммунистической нравственности, трудовое воспитание, политехническое образование. Проблемы воспитания и образования рассматривались Лениным с позиций марксистской идеологии.
Многие теоретические вопросы и задачи нужно было приводить на язык практики, т.е. ликвидировать старое и закладывать основы новой государственной системы образования. Характерные черты такой системы складываются еще при жизни Ленина. О некоторых их них дают представления изменения, начавшиеся в народном образовании после 1917 г.
Они происходили на основе первых документов советской власти: декрет о создании государственной комиссии по просвещению во главе с Луначарским; ликвидация старой системы управления народным образованием и создание новой; декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, отделение церкви от государства и школы от церкви, все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, закрывались или преобразовывались в советские; декрет о передаче Наркомпросу всех учебных и общеобразовательных заведений с целью обеспечить единство школьной реформы и всей системы образования; определялся общий срок обучения в школе с 8 до 17 лет; декрет о ликвидации безграмотности населения РСФСР.
В это время происходит становление новой государственной системы народного образования. Вместо гимназий, реальных и коммерческих училищ, земских и других школ вводился один тип учебного заведения -единая трудовая школа двух ступеней. Чтобы облегчить детям рабочих и крестьян поступление в вузы, создаются рабочие факультеты.
Провозглашается право всех трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование. Отменяются всякие признаки сословности. Вводится выборность всех педагогов и административно – педагогических должностей. Создаются школьные советы, в которые входят и представители трудового населения. Развивается самоуправление учащихся, их творческая активность. В вузах всеми студенческими делами ведают сами студенты. Предметные студенческие комиссии оценивали работу преподавателей, участвовали в обсуждении лекций, предлагали новые курсы. Вузы сами вырабатывали учебные программы и планы, выбирали ректоров, деканов, заведующих кафедрами. Так было до 1929 г.
Перед учителями ставилась задача «идейного и педагогического перевооружения». Иными словами, требовалось принять новые идейные подходы к содержанию образования; его методологией становится диалектический и исторический материализм. По-иному, исходя из школьного демократизма и коллективизма, нужно было строить отношения с учащимися. Не все учителя смогли это принять и реализовать на практике.
Была проведена значительная работа по ликвидации неграмотности, борьбе с беспризорностью, достигшей огромных размеров.
Как в стране в целом, так и в области просвещения в 1917-1919 гг. было допущено немало ошибок, подчас трагических. В народном образовании, культуре стремились сломать все «до основания». Призывали отказаться от учебных программ, обязательного посещения школы, от правила вставать при входе учителя, от отметок. Однако были и предложения взять от старой школы все лучшее, имевшееся в ней. Официальная же концепция образования ориентировала на превращение школы в «школы равенства», где всем учащимся давались бы одинаковые знания, а точнее их одинаковый минимум. Но постепенно берет верх классовый принцип. Главным для абитуриента становится не знание, развитие и культура, а социальное положение. От высшего образования отлучаются многие из наиболее подготовленных для обучения - дети интеллигенции.
Классовый подход на официальном уровне распространялся и на нравственное сознание. Отрицались общечеловеческие ценности, веками складывавшиеся традиции. Ставились под сомнение и отвергались как «буржуазные» или «христианские» понятия совести, чести, добра и справедливости. Растет недоверие к дореволюционной интеллигенции с ее неприятием единомыслия. Был сломан диалог с церковью, которая по-своему решала проблемы духовной жизни человека и общества, начались жесто- кие гонения на нее и ее служителей. Неугодной стала и благотворительность, столь развитая до 1917 г. Все заботы о больных и увечных взяло на себя государство.
Окончилась гражданская война, страна переходила к мирному строительству, новой экономической политике. Этот период вошел в историю советской педагогики как время творчества, поиска, находок и ошибок. Его даже считают во многом продолжением «серебряного века» нашей педагогики. Создаются разнообразные учебные заведения: школы-коммуны, детские городки, опытные станции Наркомпроса. В этот период развернулась дискуссия об основных направлениях развития народного образования. Что считать главным звеном школьной системы? Каковы пути развития средней общеобразовательной школы? Как лучше приспособить школу для нужд народного хозяйства? Точки зрения были различными. Но наиболее острым оставался вопрос о научно-воспитательной работе школы. Нужны были новые учебные планы, программы, учебники. С 1923 по 1929 гг. в школы настойчиво внедрялись различные варианты так называемых комплексных программ. Суть их состояла в том, что весь объем школьных знаний представлялся в виде трех комплексов: «природа и человек», «труд», «общество». Однако учителя убедились что сочетать «комплекс» с систематическими знаниями учащимся очень трудно. Комплекс-ныв программы больше применялись в начальной школе и менее на последних ступенях обучения.
Педагогическая литература того времени посвящена в основном воспитанию нового человека в новом коллективе. Из отечественной литературы постепенно уходит образ человека мыслящего, незаурядного, сочувствующего и мучающегося в переживаниях, признающего свои слабости. На смену ему приходит и соответственно предлагается для школьного изучения бесстрашный герой с четко определившейся жизненной позицией.
В эти годы ухудшается материальное положение учителей, и особенно сельских. Им месяцами не выплачивают жалованье, не выдаются положенные пайки. Все больше ужесточается идеология. Перед школой ставилась цель воспитания не гражданина отечества, а солдата всемирной революции. Именно этому делу обязаны были служить и массовые детские организации.
Как к новым установкам относились учителя? По-разному. Одни послушно следовали указаниям, поступающим «сверху». Но были и те, кто оставался верен своей профессии и идеям гуманизма. Лучшие педагоги, философы, ученные пытались возражать против вводимых в стране и школе порядков. В педагогике продолжаются споры о том, нужна ли школа при социализме.
Прогрессивные деятели педагогики: К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, С.Т, Шацкий
После революции 1905-1907 гг. широкое распространение получила теория «свободного воспитания». Одним из ее представителей был Константин Николаевич Вентцелъ (1857-1947). Его сочинения «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» пользовались в то время большой популярностью и содержали острую критику старой школы. Они были проникнуты стремлением развивать творчество и самодеятельность детей, стремлением к поиску новых путей воспитания, отличных от тех, которые признавала официальная педагогика. Вентцель стремился к созданию такой педагогической системы, где «ребенок и воспитатель образуют маленькое интимное сообщество».
Вентцель противопоставлял старой школе «Дом свободного ребенка» (1906-1907), где не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Протестуя против старой школы, Вентцель, отрицал всякую школьную организацию. Его стремление развить творчество и инициативу воспитанников переходит в идеализацию детей и переоценку их возможностей на данном возрастном этапе.
Петр Федорович Каптерев (1849-1922) - известный педагог, психолог, автор трудов в области воспитания, истории педагогики, педагогической психологии и дидактики. Каптерев обосновал множественность существования общеобразовательных систем, идею вариативности общего образования. Ученый-педагог считал, что теория общего образования базируется на антропологическом принципе и знаниях психологии и физиологии.
Он ввел в педагогику термин «педагогический процесс». Педагог содействовал развитию в России детских садов. При активном участии Кап-терева и под его руководством было осуществлено педагогическое издание - «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Для него образование - гармоничная социализация личности (усвоение знаний, норм и ценностей, делающих воспитанника полноценным членом общества). В своих рассуждениях Каптерев вышел на идею «индивидуальной траектории обучения».
Станиславом Теофшовичем Шацким (1878-1934) была создана Первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой. Дидактическая система, построенная Шацким, базировалась на основополагающем принципе связи обучения с жизнью и окружающей средой.
Шацким были сформулированы основные цели обучения и воспитания соответствие с социальным заказом и одновременном учете индивидуальных особенностей личности, а также учете макро- и микросоциального окружения ребенка.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения