Место педагогического знания в первобытном обществе
Существенной предпосылкой и фактором осознания воспитания как особого вида деятельности оказалось эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с помощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждало превращать воспитание в отдельную функцию, которая удовлетворяет потребности общения. Постепенное обогащение примитивного труда, усложнение и интенсификация производственного опыта подталкивали к развитию воспитания.
На заре истории человечества специфической особенностью являлось групповое, коллективное воспитание. Воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Практически единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались такие, как пол и возраст.
Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, т. е. одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере получения и обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, оно сопутствовало передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.
Известный русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай долгое время пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живших в условиях родовой общины. Он свидетельствовал, что папуасы коллективно воспитывали детей, прививая им необходимые навыки, знакомили их с обычаями своего племени. У папуасов мальчики-подростки участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле; девочки помогали женщинам изготавливать одежду, делать посуду, готовить пищу.
На ранней ступени развития первобытнообщинного строя в дородовом обществе воспитание было еще не очень сложным. Оно приобретает более многосторонний и планомерной характер в условиях родовой общины, когда под влиянием развития производительных сил, расширяется трудовой опыт людей, и общественная жизнь приобретает более сложный характер.
Народы, жившие родовым строем, знакомили детей с повадками животных, приемами и способами скотоводства, обучали детей изготовлению земледельческих орудий, выращиванию злаков, ремеслу.
Родовая община поручала тем ее членам, которые были наиболее умудрены опытом, знакомить молодое поколение с традициями и нравами рода.
Старики рассказывали детям о славных деяниях предков, врагах их рода, внушали им, что месть - священный долг; приобщали детей к культовым обрядам.
Большое место в нравственном воспитании детей занимало складывающееся на данном этапе общественного развития народное творчество: сказания, сказки, песни, былины и т. д.
На поздних этапах развития первобытнообщинного строя, когда родовая община была «самоуправляющейся вооруженной организацией народа», возникает военное воспитание.
Переход юношей и девушек в число полноправных членов родовой общины сопровождалось у многих народов особыми «церемониями посвящения» или «возрастными инициациями». Они состояли из публичных испытаний,
в которых проверялись закаленность и выносливость молодых людей. К «церемонии посвящения» юношей и девушек готовили в течение длительного времени выделенные для этой цели люди.
За 9-8 тыс. лет до н.э. в разных регионах мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти процессы изменили задачи воспитания, которое превращается из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения