logo
пособие История педагогики

Место педагогического знания в первобытном обществе

Существенной предпосылкой и фактором осознания воспитания как особого вида деятельности оказалось эволюция материальных связей меж­ду людьми первобытной эпохи. Желание поддерживать такие связи с по­мощью передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждало превращать воспитание в отдельную функцию, которая удовле­творяет потребности общения. Постепенное обогащение примитивного труда, усложнение и интенсификация производственного опыта подталки­вали к развитию воспитания.

На заре истории человечества специфической особенностью явля­лось групповое, коллективное воспитание. Воспитание готовило всех оди­наково к повседневной жизни. Практически единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались такие, как пол и возраст.

Воспитание зародилось в интегративно-синкретическом виде, т. е. одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выгляде­ло бессистемным, спонтанным; его содержание и приемы усложнялись по мере получения и обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, оно сопутствовало передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Известный русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай долгое время пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живших в условиях родо­вой общины. Он свидетельствовал, что папуасы коллективно воспитывали детей, прививая им необходимые навыки, знакомили их с обычаями своего племени. У папуасов мальчики-подростки участвовали вместе с мужчина­ми в охоте и рыбной ловле; девочки помогали женщинам изготавливать одежду, делать посуду, готовить пищу.

На ранней ступени развития первобытнообщинного строя в дородо­вом обществе воспитание было еще не очень сложным. Оно приобретает более многосторонний и планомерной характер в условиях родовой общи­ны, когда под влиянием развития производительных сил, расширяется тру­довой опыт людей, и общественная жизнь приобретает более сложный ха­рактер.

Народы, жившие родовым строем, знакомили детей с повадками животных, приемами и способами скотоводства, обучали детей изготовле­нию земледельческих орудий, выращиванию злаков, ремеслу.

Родовая община поручала тем ее членам, которые были наиболее умудрены опытом, знакомить молодое поколение с традициями и нравами рода.

Старики рассказывали детям о славных деяниях предков, врагах их рода, внушали им, что месть - священный долг; приобщали детей к куль­товым обрядам.

Большое место в нравственном воспитании детей занимало склады­вающееся на данном этапе общественного развития народное творчество: сказания, сказки, песни, былины и т. д.

На поздних этапах развития первобытнообщинного строя, когда ро­довая община была «самоуправляющейся вооруженной организацией на­рода», возникает военное воспитание.

Переход юношей и девушек в число полноправных членов родовой общины сопровождалось у многих народов особыми «церемониями по­священия» или «возрастными инициациями». Они состояли из публичных испытаний,

в которых проверялись закаленность и выносливость молодых людей. К «церемонии посвящения» юношей и девушек готовили в течение длитель­ного времени выделенные для этой цели люди.

За 9-8 тыс. лет до н.э. в разных регионах мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное рас­слоение людей. Основной социальной ячейкой становится семья. Эти про­цессы изменили задачи воспитания, которое превращается из всеобщего, равного, контролируемого общиной в сословно-семейное.