Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
Французский мыслитель Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма (воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребенке) в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.
Жан-Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был сторонником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.
К педагогическим принципам Ж.-Ж. Руссо относятся следующие.
1. Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, - писал Руссо, - достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам».
Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики - недопустимы и губительны.
3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Факторы, влияющие на развитие личности, по Руссо, - природа, люди, вещи.
Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогические идеи Руссо необычны и радикальны для своего времени. И хотя Руссо не порвал с некоторыми педагогическими предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского образования), его идеи послужили источником обновления теории и практики воспитания.
Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Выдвинув тезис активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал прогрессивный путь совершенствования человеческой личности.
Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей эпохи Просвещения.
Вопросы для самостоятельной работы:
Каковы основные положения педагогической теории Джона Локка?
Какие качества должны быть сформированы у джентльмена?
В чем суть домашнего воспитания?
Почему Дж. Локк ратовал за домашнее воспитание?
Насколько в современных условиях востребована идея домашнего воспитания Джона Локка?
В чем состоит идея воспитания джентльмена?
На основе содержания педагогического романа «Эмиль, или О воспитании» проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.- Ж. Руссо.
Что понимает Руссо под свободным воспитанием?
Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах и содержании?
В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просвещения и Французской революции XVII в.?
Урок 7
Тема урока: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX в.
Цели
Обучающая - изучить педагогические идеи И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и Ф.А.В. Дистервега.
Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.
Развивающая: Развитие умений коллективного взаимодействия.
Тип урока: сообщения новых знаний.
Методы: методика взаимопередачи тем, демонстрация слайдов, беседа.
Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.
Педагогическая технология: коллективный способ обучения.
Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.
Методика проведения занятия и выполнения заданий:
1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия, блиц – опрос по предыдущей теме.
2. Изучение тем. Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц.
Перечень тем для изучения:
1. Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в
XIX в.
Социально-педагогические взгляды И.Г. Песталоцци.
Философско-психологические основания педагогики И.Ф. Гербарта.
Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистер вега.
Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике.
Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.
2.а Самостоятельное изучение темы
2.б Проверка темы
2.в Работа в паре
Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:
Таблица 1
ФИО | Т- 1 | Т- 2 | Т- 3 | Т- 4 | Т- 5 | Т- 6 |
| + |
| * |
|
|
|
|
| * |
|
| + |
|
| * |
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
| * |
|
| + |
|
| * |
|
|
|
|
| * |
| + |
В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*» - тема, над изучением которой в данный момент работает член группы.
3. Подведение итогов занятия:
Выставляются оценки по итогам сводной таблицы изучения тем.
Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?
Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 7 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.
Сообщение темы следующего урока.
Ключевые понятия: цель воспитания, развивающее обучение, позитивизм, социальное воспитание, теория элементарного образования
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения