logo
пособие История педагогики

Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.

Вторая половина 40-х и 50-х гг. - это время значительного подъема народного образования, школы. Необходимо было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию и культуре. Но на наметившийся поворот воздействуют прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности, идеологическое давление, репрес­сии.

Ставится задача покончить со свободомыслием, творческой само­стоятельностью в литературе, кино, музыке. Жестокой критике и гонениям подвергаются крупнейшие деятели, составляющие гордость отечественной культуры. Происходит разгром генетики, наносится удар по философии, языкознанию, политэкономии. Снова ведется усиленный поиск врагов, фабрикуются различные «дела».

В эти года были внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно это касалось программ по истории, ли­тературе и биологии. Всячески возвеличивалась роль И.В. Сталина, пар­тии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов. Замалчива­лись и беззастенчиво искажались достижения генетики, кибернетики, ин­форматики, быстро развивающихся за рубежом.

С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х годов в связи с разо­блачением культа личности Сталина наступает период «оттепели», гласно­сти, демократии. Существенные изменения не обходят и народное образо­вание:

вводится всеобщее, обязательное семилетнее обучение;

с 1956 г. появился новый тип общеобразовательного учреждения - школа-интернат;

с середины 50-х годов вводится производственное обучение в сочетании с прохождением производственной практики;

с конца 50-х годов число поступающих в вузы впервые превысило число приема в них. Начинается конкурсный прием в высшие учебные заведения. Перед школами ставится задача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают свою деятельность тех­никумы, профессионально технические училища и т.д.;

в 1958 г. вводится восьмилетнее обязательное образование. Средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней.

в целом, в конце 50-х годов советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг повысился. По международному стандарту уровня интеллек­туализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире.

Хотя советское образование имело довольно высокие рейтинг в ми­ре, но состояние педагогической науки оставалось еще довольно сложным. В институтах Академии педагогических наук РСФСР велись различные исследования, издавалась литература по теории и истории педагогики. Среди педагогов было немало крупных ученных. По сути, педагогика раз­делила судьбу других общественных наук. Но все же ее развитие продол­жалось, многое здесь делали педагоги-новаторы, представляющие неофи­циальную педагогику. Их творческие судьбы были сложны, эксперименты запрещались, исследования и результаты оспаривались. Однако число сто­ронников педагогов-новаторов росло, постепенно к ним приходило обще­ственное признание.

К числу ярких новаторов того времени относится Б.А. Сухомлинский (1918-1970) и многие другие известные педагоги.

Каждый период нашего народного образования был сложен и труден по-своему. Проблемы просвещения 1965-1985 гг. связаны со сменой руко­водства страны, начинавшимся длительным периодом «застоя», возрас­тающим невниманием к развитию социальной сферы, в том числе и шко­лы.

Проблемы перехода к всеобщему среднему образованию. Данная проблема обусловливалась требованиями научно-технической революции (НТР), т.е. являлась объективной необходимостью, предполагалось, что ее решение станет мощным стимулом для дальнейшего социально-экономического развития страны. К 1976 г. был завершен переход к всеоб­щему среднему образованию.

Внесены изменения в учебно-воспитательный процесс. Вводились новые учебные планы и программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. К преподаванию в средних и старших классах предъ­являлись требования обеспечения научного процесса, сближения основ на­ук, изучаемых в школе, с развитием самих наук. Больше учебного времени отводилось математике и естественным дисциплинам. Появились факуль­тативные курсы. Этот замысел не получил надежного материально-технического и научно-педагогического обеспечения, и этим обусловлены причины тяжелого положения, в котором оказалась школа в середине 80-х годов.

Учить нужно было всех, и всем давать среднее образование. Сразу наметилось два пути решения проблемы. Более трудный: сохранить требо­вания к качеству знаний учащихся на том же уровне, а еще лучше - повы­сить их. Но для этого нужно существенно менять методику преподавания, серьезно перестраиваться, создавать учителям определенные условия. И более легкий: учить по-старому, но снизить требования к знаниям, умения и навыкам учащихся, пойти на конформизм ради высокого процента успе­ваемости и охвата всех «всеобщим средним».

В 70-80-е гг. в связи с переходом к всеобщему среднему образова­нию резко сократилось число начальных и неполных школ и возросло чис­ло средних школ. При резко возросших количественных показателях по­страдало качество образования. Снизился уровень подготовки выпускни­ков средней школы. Происходило то, что в США в свое время назвали «на­ступлением посредственности» - потерей интеллектуальности.

В начале 80-х гг. остро встал вопрос о школьной реформе. Утвер­ждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, что­бы лучше и быстрее двигаться дальше».

В 1984 г. публикуются документы по школьной реформе. Ее основ­ными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шес­тилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего обра­зования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование; улучшение подготовки и мате­риального положения учителей и других педагогических работников и т.д.

Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы.

Система образования: изменения и проблемы

В 1986 г. принимается решение о перестройке высшего и среднего специального образования. В целом меры, намечавшиеся по реформам 1984 и 1986 гг., не дали ожидаемого результата, а с изменением политиче­ской ситуации в стране и переходом к рыночным отношениям утратили какое-либо значение. Школа в значительной степени стала развиваться и перестраиваться стихийно.

К положительным сдвигам относится появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (1992) и Конституцию Российской Федерации (декабрь 1993).

Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы, ко­торая теряет былой авторитарный стиль и становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования, появляются альтернативные школы разных форм собственности. Все частные учебные заведения, школы и вузы обязаны иметь лицензию, дающую им право заниматься образовательной деятель­ностью. Меняется характер взаимоотношений между учащимися и учите­лями, школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обуче­нии и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование (от частичного до полного). Развиваются контакты с зарубежной школой, мировым педагогическим сообществом.

Гуманизация школы также предполагает широкий диапазон мер: из­менение содержания образования с увеличением в нем удельного веса гу­манитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом учебном заведении благо­приятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т.д. Реализация принципов демо­кратизма и гуманизма означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Из объекта учебно-воспитательного процес­са ученик должен стать его активным субъектом. Нелегка и функция учи­теля, состоящая в понимании и обеспечении подобного превращения.

В целом состояние образования ныне оценивается как кризисное. Школа утрачивает возможность выполнять свои основные социальные функции. Многие учебные заведения нуждаются в капитальном ремонте, элементарном благоустройстве, материальном обеспечении учебного про­цесса, литературе, приборах и т.д. Нет средств для выполнения нужных стране научных вузовских программ, иногда помощь преподавателям при­ходит от зарубежных спонсоров («Фонд Сороса» и др.). Задерживается реализация ранее одобренных и принятых программ «Компьютеризация», «Одаренные дети», «Сельская школа».

Не оправдались надежды на быстрые перемены как в стране в целом, так и в просвещении. Приходит понимание, что многое нужно строить за­ново, а значит, настраиваться на длительные процессы. Определяются проблемы, без решения которых не выйти из «тупиков образования». Одни из них требуют немедленного решения и связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие рассчитаны на перспективу. Вместе с тем ясно, что школе, образованию только своими силами, без помощи общества и государственных структур не справиться. Обратимся к важнейшим из таких проблем.

Прежде всего, это проблема - «школа - рынок», задача грамотного вхождения школы в рыночные отношения. В поисках средств многие шко­лы проявляют активность. Иногда оправданную. Вводятся, например, платные педагогические услуги, проводится приватизация, организуются школьные кооперативы, привлекаются средства спонсоров и т.д. Выручен­ные деньги позволяют несколько улучшить материальное положение школ и учителей.

Каков все же главный путь школы к рынку? Какой товар она, прежде всего, должна предлагать на нем? В мире он давно известен. Это - образование, и, разумеется, чем более высокого качества, тем дороже. На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. И не только профессиональные школы, но и общеобразовательные. Им это выгодно, так как экономика, производство крайне нуждаются в добротном образовании, высококвалифицированных специалистах. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% -увеличением производственного оборудования.

У нас, к сожалению, такого подхода пока нет. Многие годы значение образования недооценивалось. Его качество и престиж низки. Образование и экономика, а, следовательно, и рынок функционируют как бы параллель­но. Отсюда немало парадоксов. Например, вузовский диплом часто нужен лишь для подтверждения наличия высшего образования, но не для работы по приобретенной специальности. Миллионы дипломированных специали­стов занимают должности, не требующие полученных знаний. В то же время руководящие должности занимают лица, не имеющие специального образования. Не случайно многие дипломы об окончании наших вузов не конвертируются за рубежом.

Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Предстоит преодолеть устаревшие утилитарно-экономические подходы к образованию как к системе, которая должна го­товить кадры и рабочую силу, а не формировать личность свободного и ответственного гражданина, принимающего рынок и умеющего жить в ус­ловиях правового государства. Процесс внедрения образования в рыноч­ную экономику сопровождается гуманитаризацией образования. Эксперты утверждают, что если XIX в. был веком технических революций, XX в. – научно-технических, то XXI в. неизбежно станет веком гуманитарных ре­волюций.

Сложна и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Нужен учитель широкообразованный, социально защищенный, материально обеспеченный. Это также задача, рассчитанная на перспективу. Иметь такого учителя может только эффек­тивно работающее общество.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Какие изменения произошли в государственной системе народ­ного образования с 1917 по 1930 год?

  2. В чем состоит вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля?

  3. Какие педагогические идеи высказывал С.Т. Шацкий?

  4. В чем видится заслуга в развитии педагогики П.Ф. Каптерева?

  5. Какие идеи отличают педагогическую систему А.С. Макаренко?

  6. Какие законы и принципы организации коллектива сформулиро­вал А.С. Макаренко?

  7. Отличительные черты системы воспитания А.С. Макаренко.

  8. В чем состояла задача педагогики и образования в годы Великой Отечественной войны?

  9. В чем видятся особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?